Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Неопределенность как формирующий фактор созависимости

https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-23-31

Аннотация

   Введение. Проблема созависимости в данной статье связывается с чувством неопределенности. Формирование созависимости рассматривается в рамках возрастной психологии. Прибегание к видам зависимого поведения может являться своеобразной попыткой преодоления ощущения неопределенности и возвращения чувства комфорта. Неопределенность является реальностью современной жизни, влияющей на развитие высокого уровня тревоги, что обуславливает актуальность изучения проблемы.

   Цель. Теоретический анализ созависимого поведения и его взаимосвязи с концепцией неопределенности.

   Теоретическое обоснование. Термин «толерантность к неопределенности» рассмотрен в различных научных интерпретациях. При возрастании уровня тревоги в ситуациях неопределенности у человека вырабатывается определенная терпимость к страданию, что трансформирует здоровую личность в созависимую. Также созависимость может быть определена как болезнь, приносящая вред развитию личности. Приведены различные определения данного понятия, описывающие созависимость в разных научных контекстах. Воспитание в дисфункциональной семье может быть фактором влияния на увеличение толерантности к неопределенности, а следовательно, и на развитие созависимой личности.

   Обсуждение и заключение. Невозможность обращения к эмоциональной или рациональной сфере людей, воспитанных в дисфункциональных семьях, ведет к ограниченности их в коммуникации с другими и в идентификации чувств тревоги. Отмечается двойственность в интерпретации различными авторами понятий неопределенности и созависимости, поскольку, с одной стороны, созависимость предстает как болезнь, а с другой — как форма адаптации. Небольшое количество экспериментальных исследований на тему формирования созависимости определяет дальнейший вектор изучения вопроса созависимого поведения и его взаимосвязи с концепцией неопределенности.

Об авторах

А. П. Игнатенко
Донской государственный технический университет
Россия

Александр П. Игнатенко, аспирант

кафедра «Общая и консультативная психология»

344003

пл. Гагарина, 1

Ростов-на-Дону



Д. В. Лещанова
Донской государственный технический университет
Россия

Дарья В. Лещанова, аспирант

кафедра «Общая и консультативная психология»

344003

пл. Гагарина, 1

Ростов-на-Дону



Список литературы

1. Антонов, А. С., и Третяк, Э. В. (2020). Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков. Интерактивная наука, 3(49), 35–40. doi: 10.21661/r-530346

2. Артемцева, Н. Г., и Архипова, А. А. (2022). Негативно-мыслящий человек как триггер созависимости своих близких. Человек. Искусство. Вселенная, 1, 185–190.

3. Артемцева, Н. Г., и Малкина, С. А. (2022). Когнитивные ошибки созависимых как способ защиты от неопределенности. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки», 19(1), 153–166. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2022.1.11

4. Власенко, Н. А., и Назаренко, Т. Н. (2007). Неопределенность в праве: понятие и формы. Государство и право, 6, 5–12.

5. Гольдберг, Е. С. (2021). Типы привязанности в детстве и созависимые отношения взрослых. В, Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (С. 278–283). Издательский дом «Среда».

6. Корнилова, Т. В. (2014). Толерантность к неопределенности и эмоциональный интеллект при принятии решений в условиях подсказки. Психология. Журнал высшей школы экономики, 11(4), 19–36.

7. Корнилова, Т. В. (2015). Принцип неопределенности в психологии выбора и риска. Психологические исследования, 8(40), 3.

8. Леонов, И. Н. (2014). Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта. Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 4, 43–52.

9. Луковицкая, Е. Г. (1998). Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности (диссертация). Санкт-Петербург.

10. Минуллина, А. Ф., и Михайлова, М. О. (2018). Созависимость и дисфункциональное воспитание в неполных семьях. Проблемы современного педагогического образования, 58–4, 335–339.

11. Осинская, С. А. (2012). Рассогласование реального и идеального в образе отца как основа внутренней конфликтности созависимых. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 27, 7–13.

12. Осинская, С. А., и Кравцова, Н. А. (2016). Системная детерминация созависимости: некоторые подходы к объяснению феномена. Вестник психиатрии и психологии Чувашии, 12(1), 42–56.

13. Пузырёва, Л. А. (2012). Социально-психологические предпосылки созависимых отношений. Ярославский педагогический вестник, 2(3), 246–250.

14. Рассказова, Е. И., Леонтьев, Д. А., и Лебедева, А. А. (2020). Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание. Консультативная психология и психотерапия, 28(2), 90–108. doi: 10.17759/cpp.2020280205

15. Романова, Т. С. (2020). Зависимое и созависимое поведение: теоретический аспект. В, Векторы психологии — 2020: психолого-педагогическое сопровождение личности в современной образовательной среде. Материалы Международной научно-практической конференции (С. 137–140). Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины.

16. Султанова, И. В., и Барыбина, А. И. (2021). Стратегии родительского воспитания как фактор, провоцирующий созависимое поведение личности подростков. Проблемы современного педагогического образования, 70–1, 355–358.

17. Beattie, M. (2009). Beyond codependency: And getting better all the time. Hazelden Publishing.

18. Ryan, R. M., Deci, E. L., Grolnick, W. S., & La Guardia, J. G. (2015). The significance of autonomy and autonomy support in psychological development and psychopathology. In D. Cicchetti, D. J. Cohen (eds), Developmental Psychopathology: Volume One: Theory and Method (pp. 795–849). John Wiley & Sons. doi: 10.1002/9780470939383.ch20

19. Schrodt, P., & Phillips, K. E. (2016). Self-disclosure and relational uncertainty as mediators of family communication patterns and relational outcomes in sibling relationships. Communication Monographs, 83(4), 486–504. doi: 10.1080/03637751.2016.1146406

20. Subby, R. C. (2010). Lost in the shuffle: The co-dependent reality. Health Communications.


Рецензия

Для цитирования:


Игнатенко А.П., Лещанова Д.В. Неопределенность как формирующий фактор созависимости. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023;6(3):23-31. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-23-31

For citation:


Ignatenko A.P., Leshchanova D.V. Uncertainty as a Shaping Factor in Codependency. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology. 2023;6(3):23-31. (In Russ.) https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-3-23-31

Просмотров: 282


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+