ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Введение. Субъектность в академической среде связана со способностью студентов к активному преобразованию себя и окружающей действительности, свободному и осознанному выбору; субъектность способствует самореализации студентов, повышению их вовлеченности в образовательный процесс и качества получаемых знаний, и задача повышения субъектности как преподавателей, так и студентов, остается актуальной. При этом исследований, проясняющих связи субъектности с академической мотивацией, недостаточно как в российской, так и в мировой науке.
Цель. Определение связи субъектности, жизненной позиции личности, веры в свободу и осознанного присутствия и типов академической мотивации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 65 студентов (средний возраст – 18,7 лет), обучающихся на 1–3 курсах гуманитарных специальностей. Методики исследования: опросник субъектности (Волкова и др., 2023), шкала академической мотивации (Гордеева, Сычев, Осин, 2014); опросник «Жизненная позиция личности» (Леонтьев, Шильманская, 2019); методика оценки осознанного присутствия (адаптация Митина и др., 2021); опросник «Вера в свободу/детерминизм» в адаптации (Моспан, Леонтьев, 2021). Для обработки применен корреляционный анализ.
Результаты исследования. Внутренняя мотивация связана с субъектностью: так, мотивация достижения наиболее связана с активностью личности и гармонией с жизнью, мотивация саморазвития – с осознанностью жизни и активностью жизненной позиции, а познавательная мотивация – и с осознанностью, и с активностью, и с гармонией с жизнью. Внешние же типы мотивации отрицательно связаны с субъектностью: интроецированная показала отрицательную связь со свободой выбора, способностью к рефлексии и верой в свободу, экстернальная – со способностью к рефлексии и осознанным присутствием. Оба типа внешней мотивации отрицательно связаны с гармонией с жизнью.
Обсуждение результатов. В данном разделе каждый полученный вывод проанализирован с опорой на исследования субъектности и академической мотивации. Установлено, что результаты исследования согласуются с основными определениями феномена субъектности и представляют собой опору для улучшения образовательного процесса.
Введение. Актуальность проблемы обусловлена значимостью изучения личностных качеств, способствующих адаптации индивида к социуму и к профессиональной деятельности. Одним из таких качеств является ассертивность как способность человека достигать собственных целей, не причиняя вреда другим людям и не нарушая их прав.
Цель. Выявление взаимосвязи ассертивности, личностной идентичности и параметров самоотношения у молодых специалистов сферы образования.
Материалы и методы. В качестве диагностического инструментария использовались опросники на выявление ассертивности В. П. Шейнова и А. С. Девицына, личностной идентичности Л. Б. Шнейдер, самоотношения С. Р. Пантелеева. Обработка результатов проводилась с применением корреляционного анализа, дихотомического и точечно-бисериального коэффициентов корреляции Пирсона.
Результаты исследования. Всего в исследовании приняло участие 83 молодых специалиста сферы образования г. Череповца Вологодской области (96,39% выборки составили женщины) в возрасте до 35 лет, со стажем от 2 месяцев до 3 лет. Выявлена положительная связь низкого уровня ассертивности (пассивные) с двумя статусами идентичности: преждевременной и мораторием идентичности. Также обнаружена положительная связь с такими параметрами самоотношения, как закрытость, внутренняя конфликтность, самообвинение, и отрицательная связь с самоуверенностью, самоценностью, отраженным самоотношением. Средний уровень ассертивности (ассертивные) положительно коррелирует со статусом «достигнутая идентичность», а также с самоуверенностью, саморуководством и самоценностью, и отрицательно – с внутренней конфликтностью и самообвинением. Высокий уровень ассертивности (настойчивые) положительно связан с гиперидентичностью и закрытостью, как характеристикой самоотношения, и отрицательно – с саморуководством и самопринятием.
Обсуждение результатов. В ходе обсуждения делается вывод, что наиболее оптимальным для успешного функционирования личности является сочетание среднего уровня ассертивности («ассертивные») с достигнутой идентичностью и позитивными параметрами самоотношения, особенно с самопринятием и саморуководством, которые дают возможность наиболее полно проявить свою субъектность на основе принятия себя. Полученные результаты могут быть использованы в процессе работы с молодыми специалистами образовательной сферы в период их адаптации образовательной организации.
Введение. Актуальность исследования обусловлена неоднозначностью и чрезвычайной событийной наполненностью настоящего времени, а также отсутствием возможности долгосрочного планирования. Личность стоит перед необходимостью быстрой адаптации к новым условиям, увеличения уровня жизнестойкости, а также сохранения психического и физического благополучия. Пищевое поведение – важный компонент сохранения здоровья личности, а различные его нарушения отражают общие сбои в функционировании личности. Так, исследование взаимосвязи жизнестойкости, временной перспективы и пищевого поведения у женщин поможет расширить представления о возможностях адаптации личности к изменяющимся условиям среды.
Цель. Исследование взаимосвязи жизнестойкости, временной перспективы и ведущего типа пищевого поведения у женщин с разным отношением к прошлому опыту.
Материалы и методы. В исследовании применяется «Тест жизнестойкости» С. Мадди, «Опросник временной перспективы» Ф. Зимбардо, «Голландский опросник пищевого поведения» Т. Ван Стриен. Статистический анализ полученных данных проводился с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни для сравнения двух независимых выборок, а также коэффициента ранговой корреляции r-Спирмена.
Результаты исследования. Женщины с низким уровнем негативного прошлого продемонстрировали значения выше по шкалам «вовлеченность», «контроль», «принятие риска», «будущее», «позитивное прошлое». Женщины с высоким уровнем негативного прошлого продемонстрировали значения выше по шкалам «негативное прошлое», «гедонистическое настоящее», «фаталистическое настоящее», «эмоциогенное», «экстернальное», «ограничительное» пищевое поведение. Корреляционный анализ позволил выделить два симптомокомплекса. Первый показывает, что восприятие своей жизни как неподдающейся контролю, связано со снижением жизнестойкости в целом. Второй демонстрирует, что чрезмерный прием пищи в ответ на внешние стимулы является показателем общего восприятия неуправляемости собственной жизни и строится вокруг параметра «экстернальное пищевое поведение».
Обсуждение результатов. Выявлено, что женщинам с высоким уровнем негативного прошлого свойственны установки на веру в судьбу, получение удовольствия в настоящем, они меньше вовлечены в профессиональную деятельность и не готовы идти на риск. Также показатели эмоциогенного, экстернального и ограничительного пищевого поведения в этой группе достоверно выше. При низком уровне негативного отношения к прошлому опыту отмечается большая ресурсность в плане жизнестойкости, уверенность в способности управлять событиями своей жизни и устремленность в будущее.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. Феномен доверия является предметом изучения у множества различных специалистов. Доверие имеет большое значение в трудовых коллективах, работающих в социальной изоляции. В настоящей работе данный феномен рассмотрен в коллективах специализированных вагонов железной дороги, сотрудники которых находятся в условиях социальной изоляции. Специализированные вагоны ОАО «РЖД» представляют собой автоматизированные диагностические комплексы (далее АДК), в которых работники вынуждены постоянно проживать и работать находясь вместе. Внутренние условия – это институты и правила, которые создает коллектив, тем самым образуя доверие. Феномен доверия при внутренних условиях рассматривается с точки зрения социальной психологии.
Цель. Изучение доверия и сплочения, возникающего в изолированных социальных группах на примере коллективов АДК.
Материалы и методы. Для изучения внутреннего доверия и сплочения как в коллективах АДК, так и в коллективах курирующей организации, была применена методика изучения доверия А. В. Сидоренкова и методика изучения сплочения А. В. Сидоренкова. Исследование производилось в два этапа. Первый этап – это проведение исследований в самих коллективах АДК, в первых и вторых сменах. Второй этап – это проведение исследований в отделах курирующей организации. Математическая обработка данных включала расчет критерия Колмогорова-Смирнова с помощью программы статистического анализа данных SPSS Statistics.
Результаты исследования. На первом этапе участие в исследованиях приняло 78 человек из 11 АДК. На втором этапе исследование было проведено в различных отделах (офисах) организации РЦДМ. В нем приняли участие 66 человек. Результаты исследований показали, что доверие в изолированных коллективах АДК ниже, чем доверие в отделах организации. При этом сплочение в коллективах АДК выше, чем сплочение в отделах.
Обсуждение результатов. Более высокий уровень сплочения, но низкий уровень доверия в коллективах АДК в сравнении с аналогичными показателями в отделах курирующей организации показывают сложность создания доверия. Доверие – это, своего рода, характер социальной группы, а сплочение – лишь кратковременное явление, вызванное социальной изоляцией. Сплочение более динамично и ситуативно, его можно повысить путем различных командообразующих мероприятий.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Введение. Распознавание выражений лиц играет важную роль в социальном взаимодействии. Авторы рассматривают вопрос распознавания эмоций, исследуя работу структур головного мозга, ответственных за восприятие эмоций определенной валентности. Накоплено много данных об инвазивных и неинвазивных способах влияния на функционирование данных структур. Однако вопрос о неинвазивном воздействии на структуры, принимающие участие в распознании выражения лиц, но не ассоциированные с распознаванием эмоций конкретной валентности, изучен недостаточно.
Цель. Изучение особенностей влияния правой префронтальной и левой веретенообразной коры в нормальных условиях и в условиях транскраниальной электрической стимуляции на процесс распознания визуального выражения эмоций.
Материалы и методы. В исследовании применялись методы записи электроэнцефалограммы с последующим выделением вызванных потенциалов, а также транскраниальная электрическая стимуляция правой латеральной борозды (около T4), правой префронтальной коры (около F8), правой язычной коры (около T6). Исследование разделено на 3 этапа: демонстрация фотографий лиц стандартизированных коллекций KDEF, RAFD, WSEFEP, выражающих эмоции гнева, печали, радости, страха, удивления, отвращения и нейтральные эмоции, с единовременной записью электроэнцефалографии; проведение транскраниальной электрической стимуляции опытной группы и плацебо контрольной группы; повторное проведение демонстрации фотографий лиц и записи электроэнцефалограммы. Статистическая обработка проводилась с применением метода ANOVA для повторных измерений.
Результаты исследования. Добровольцами в данном исследовании являлись 60 здоровых испытуемых обоих полов в возрасте от 18 до 26 лет. Была обнаружена разница во времени ответа в зависимости от принадлежности к контрольной или опытной группе, а также различия в компонентах вызванных потенциалов N1, N2 и P2 в зависимости от принадлежности к определенным группам и валентности эмоции.
Обсуждение результатов. Полученные результаты объясняются тем, что структуры, связанные с распознаванием эмоций определенной валентности, могут зависеть от функционирования структур, не ассоциированных с распознаванием эмоций конкретной валентности, так как последние предоставляют им информацию о воспринимаемом стимуле. Зависимость функционирования структур, ответственных за идентификацию эмоциональных выражений определенной валентности, может быть объяснена модуляцией их функций со стороны структур головного мозга, не имеющих специализации на конкретной валентности воспринимаемого эмоционального выражения.
ПСИХОЛОГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Введение. Рациональное потребление является важным аспектом, выходящим за рамки экономического поведения. Оно охватывает широкий спектр социальных, психологических и культурных факторов. В условиях глобальных вызовов устойчивого развития вопросы рационального потребления приобретают особую актуальность.
Цель. Обобщить существующие представления о рациональном потреблении как междисциплинарном феномене и выявить перспективные направления для будущих исследований в условиях формирования моделей устойчивого развития.
Понятие «рациональное потребление». Рациональное потребление включает в себя осознание потребностей и стремление к их удовлетворению при минимальном использовании ресурсов. Это поведение связано не только с экономической целесообразностью, но и с социальными и культурными значениями потребления.
Историко-философские основы культуры рационального потребления. Концепция рационального потребления имеет глубокие историко-философские корни, включая идеи утилитаризма, шотландской школы морали и классической политической экономики. Влияние этих теорий на развитие представлений о потребительских практиках и их социальной роли прослеживается с XVIII века.
Социально-психологические аспекты рационального потребления. Потребление оказывает влияние на формирование Я-концепции и социальной идентичности, а также связано с саморегуляцией и метапознанием. Изучение психологических механизмов потребительского поведения позволяет понять как рациональные, так и иррациональные аспекты выбора.
Обсуждение результатов. Проведённый обзор показал, что рациональное потребление является многогранным феноменом, включающим в себя экономические, психологические и социальные компоненты, требующим междисциплинарного подхода для полноценного анализа механизмов принятия решений потребителями разных возрастных групп. В разных науках потребление уже давно изучается с учетом его социально-психологической детерминации, а также обратного влияния на формирование Я-концепции и социальной идентичности. В качестве перспектив исследований рационального потребления в условиях формирования моделей устойчивого развития авторы выделяют исследования метакогнитивных и нейробиологических основ регуляции поведения потребителей разных возрастных групп.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+