Опубликован: 28.02.2022
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Во Введении приводится авторское определение академической прокрастинации и типичная для обучающегося ситуация прокрастинации. Необходимость приведения определения обуславливается комплексным характером рассматриваемого явления. Автором обозначены основные подходы к пониманию рассматриваемого явления. Академическая прокрастинация рассматривается как: ошибка саморегуляции; способ совладания с негативными эмоциями; личностная черта; стратегия эффективного решения задач в условиях ограниченного времени.
Цель нашего исследования: рассмотрение академической прокрастинации с точки зрения ее адаптивных аспектов и защитной функции.
Новизна настоящего исследования заключается в предложении новой перспективы на проблему академической прокрастинации в образовательной среде в качестве теории высокой прокрастинационной стены, кроме того, автор рассматривает прокрастинацию в качестве неотъемлемой части смысловой структуры личности.
В разделе «Теоретическое обоснование» академическая прокрастинация описана в качестве действия преградного, отклоняющего и дезорганизующего влияния смысловой установки. Автором впервые приведена и подробна описана теория высокой прокрастинационной стены, где возникновение академической прокрастинации объясняется с позиции недостаточной наполненности смыслом академических заданий и учебной деятельности в целом. В разделе «Обсуждение результатов» академическая прокрастинация рассмотрена в контексте защитных механизмов личности. Прокрастинирующие студенты чаще всего используют механизмы «рационализация», «регрессия» и «замещение», которые являются адаптивными и в крайне малой степени искажают реальность. В Заключении автор указывает на необходимость смены подхода к пониманию академической прокрастинации, что может в долгосрочной перспективе не только решить проблему откладывания выполнения заданий, но и повысить интерес к образованию и занятию учебной деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Данная статья является литературным обзором основных аспектов феномена метакогнитивной осознанности, его содержания и исследований в области метапознания.
Новизна исследования заключается в малой изученности данного явления и комплексном анализе исследований метакогнитивной осознанности.
Во Введении автор представила общую информацию о метакогнитивизме, метакогниции и метапознании. В том числе она обозначила различия между познанием и метапознанием, описала основные признаки метапознания и разных его компонентов. В Теоретическом обосновании автор описала структуру метакогнитивной осознанности, содержание её компонентов и подкомпонентов. На основе прямой взаимосвязи метакогнитивной осознанности с саморегуляцией обучающихся автор предполагает наличие взаимосвязи метакогнитивной осознанности с уровнем эффективности познавательной деятельности и включенности обучающихся в данную деятельность. Кроме того, метакогнитивная осознанность предположительно взаимосвязана с навыками адаптации и поиска решений проблемных ситуаций, в том числе, в контексте обучения. На основе зарубежных исследований, автор пришла к выводу о том, что метакогнитивная осознанность взаимосвязана с успешностью обучения в дистанционном формате. В Обсуждении результатов представлены основные сходства и противоречия в суждениях разных исследователей на предмет определения понятия метакогнитивной осознанности. Автор приводит данные о взаимосвязи высокого уровня академического успеха именно со средним уровнем метакогнитивной осознанности. Это обосновывается фактом переоценки своих способностей студентами с высоким уровнем метакогнитивной осознанности. Заключение содержит положения, обобщающие результаты теоретического анализа и обсуждения результатов. Выводы, полученные в данной статье, являются предпосылками для эмпирических исследований взаимосвязи метакогнитивной осознанности с другими феноменами, связанными с образовательным процессом.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
В статье рассматривается представление о завышенных социально-культурных ожиданиях как о факторах, способствующих формированию синдрома отложенной жизни в современных реалиях.
Новизна работы заключается в том, что проведенное эмпирическое исследование является одним из немногих исследований, посвященных изучению взаимосвязи завышенных ожиданий общества и наличием синдрома отложенной жизни.
Во Введении автором обозревается актуальность исследования, сформированная широким распространением социальных сетей и телевидения, которые неоднозначно сказываются на представлениях людей о собственной жизни. Приводится анализ различным подходов к проблеме синдрома отложенной жизни и влиянию общественных ожиданий на человека. В качестве эмпирического объекта исследования выступали 100 человек трудоспособного населения от 18 до 65 лет без разделения их на группы. Данный отбор был сделан исходя из представлений о данной группе как о выборке лиц, сформировавших жизненные ценности, цели, способных оценивать собственные действия и влияние на них общественного мнения. В разделе «Методы» приводится авторский опросник, выполняющий задачу выявления у человека синдрома отложенной жизни, а также наличия признаков завышенного влияния общества на личность. Результаты исследования показывают связь между синдромом отложенной жизни и существующими социальными ожиданиями от современного человека. В разделе «Обсуждение результатов» автор отмечает, что синдром отложенной жизни одного человека не может привести к появлению культа успешности и достигаторства во всем мире. Поэтому можно утверждать, что слишком высокие социально-культурные ожидания, возникающие из-за процесса глобализации, приводят к формированию у людей синдрома отложенной жизни.
В настоящей статье автор проводит теоретический анализ, посвящённый влиянию установок и элементов типажа на выбор партнёра для романтических отношений, рассматривает основные теории выбора партнёра для брачных отношений.
Научная новизна заключается в том, что в статье впервые были рассмотрены и обобщены представления о влиянии установки и отдельных элементов типажа человека на выбор романтического и / или брачного партнёра, изложенные в работах российских и зарубежных исследователей.
Во Введении автором обосновывается актуальность изучения проблемы, приводится степень её разработанности, поставлена цель теоретического исследования. В Теоретическом обосновании даются основные понятия, необходимые для изучения данного вопроса. Рассматриваются основные существующие теории выбора партнёра для романтических и брачных отношений зарубежных авторов. Приводятся исследования, посвящённые влиянию отдельных факторов и определённых элементов типажа человека при выборе партнёра для романтических и / или брачных отношений у мужчин и женщин. Обозреваются изучение влияния установки, а также представления о
роли осознаваемой установки при выборе романтического партнёра в работах зарубежных и отечественных авторов. В Обсуждении результатов резюмированы и обобщены приведённые в теоретической части эмпирические исследования и теории, посвящённые влиянию различных факторов, элементов типажа на выбор партнёра для романтических и брачных отношений, а также выдвинута авторская позиция по данной проблеме. В Заключении автор приходит к выводу о том, что влияние установок на выбор романтического партнёра изучено недостаточно и требует проведения дополнительных исследований и более глубокого изучения.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Данная статья с помощью углублённого обзора пытается отразить «почему» и «как» две части — разум и прямохождение – связаны между собой, и на сколько актуальны на сегодняшний момент современные перспективы психофизиологических методов оценки, поддержания и коррекции постурального тонуса, а также баланса и равновесия человека. На сегодняшний день тема диагностики и успешной коррекции постурального тонуса и устойчивости тела человека в области превентивной (предупреждающей) медицины и физической реабилитации является актуальной и требующей дополнительного изучения и дальнейших научных исследований.
Смысл, цель и новизна проведения данного исследования: теоретический анализ качества человеческого движения для последующей разработки программы коррекции нарушений правильного стереотипа движения.
Введение содержит краткий обзор актуального положения дел в сфере интеллектуального и физического развития человека. В этом разделе также приводится определение понятия «постура». Излагаются перспективы и смысл последующего диссертационного исследования, которое будет посвящено биомеханике человеческого движения, его эффективной психофизиологической оценке и адекватной коррекции двигательных нарушений, постурального равновесия, координации и устойчивости. Теоретическое обоснование содержит развернутый анализ таких теоретических аспектов, как: вертикальная поза человека как часть постурального менеджмента; основная функция постурального контроля и статокинетическая система; постуральный тонус; роль диагностики и оценки баланса и равновесия тела для снижения уровня травматизации; будущие перспективы стабилометрической реабилитации. Обсуждение результатов отражает пересечение авторской позиции с положениями работ других авторов в данной области. Автор указывает на важность анализа и синтеза информации авторов статей о применении на практике простых проб и тестов на равновесие для своего исследования. Заключение содержит тезисное описание основных результатов теоретического обзора.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+