Опубликован: 30.11.2020
Статья посвящена изучению современных возможностей для создания отношений, которые могут казаться безграничными в условиях масштабного распространения приложений для знакомств.
Во Введении описаны общие тенденции обращения людей к цифровым средствам коммуникации. Дается обзор зарубежных исследований вопросов возможности установления долгосрочных отношений благодаря знакомствам в сети. Впервые рассматривается вопрос возможности формирования близких эмоциональных отношений посредством цифровой коммуникации через призму теории привязанности.
В разделе Методы описываются гипотезы о поведении пользователей при использовании приложений. Для исследования связи между стилем привязанности и выбором людей в пользу онлайн-коммуникации, были выбраны методы анкетирования, беседы, а также тест на определение стиля привязанности.
Были проанализированы те стили привязанности, которые чаще всего встречаются у пользователей цифровых приложений. Это дает возможность рассмотреть проблему формирования отношений с точки зрения тех особенностей, которые присущи каждому стилю и которые могут нивелироваться или усиливаться в цифровом взаимодействии.
Исследуется вопрос: может ли онлайн-коммуникация сгладить те трудности во взаимоотношениях, которые регистрируются у людей с ненадежной привязанностью?
Раздел Результаты включает в себя данные о том, что интернет-пространство может усиливать разобщенность между людьми, создавая некую иллюзию больших возможностей и легкости в общении. В то же время, оно же может давать шанс для возникновения близких отношений, если люди в состоянии преодолеть те трудности, которые влечет за собой ненадежная привязанность. Наиважнейшим результатом стало то, что были получены данные о преобладающем стиле привязанности для пользователей приложений для знакомств. Это избегающий стиль привязанности.
В разделе Обсуждение результатов выделяется ряд направлений для дальнейших исследований, намечена разработка рекомендаций – что делать, чтобы встречи в условиях повышенной цифровой вероятности случались чаще.
В статье рассматриваются актуальные для системы высшего образования вопросы, связанные с основными видами гуманных воздействий преподавателей на студентов, их ролью в развитии мотивации в образовательном процессе. В частности, рассматривается уровень продуктивности деятельности преподавателей с гуманистической ориентацией, эффективность воздействия преподавателя на студентов при различных формах воздействия. Во Введении обозначаются цель, гипотезы, задачи, методологическая основа исследования. Цель исследования: изучение технологий гуманных воздействий преподавателя на обучающихся для развития мотивации студентов на занятиях. Анализ теоретической литературы показал важность гуманных воздействий преподавателя на студентов и роли мотивации в образовательном процессе. Методы исследования: тестирование и анкетирование, в том числе авторский опросник и методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой). В разделе Результаты представлены полученные авторами данные. В эмпирической части исследования мы получили следующие результаты: доминирующими мотивами учебной деятельности являются профессиональные и учебно-познавательные мотивы; наименее выражены мотивы среди студентов – мотивы избегания, мотивы престижа и мотивы творческой самореализации. В разделе Обсуждение результатов авторы указывают, что согласно многочисленным научным исследованиям, наиболее эффективными в учебном процессе в вузе являются именно гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся. Выявленные в нашем эмпирическом исследовании результаты показали взаимосвязь между использованием технологий гуманных воздействий преподавателей на студентов и уровнем мотивации студентов. Новизна исследования заключается в том, что наиболее часто используемыми гуманные (позитивные) воздействия преподавателей на обучающихся, выявленные в нашем исследовании, являются «совет и предложение» и «поощрение самостоятельности», что положительно сказывается на познавательной мотивации учебной деятельности студентов.
В статье представлен обзор теоретических подходов к скорочтению в отечественной и зарубежной науке, рассмотрены практические методы увеличения скорости чтения, а также проведен анализ влияния скорочтения на личность в целом. Во Введении автором раскрывается актуальность темы, которая определяется социальным запросом на инновационные методы обучения в целом и методы эффективного чтения в частности. В Теоретическом обосновании автором рассматриваются работы российских и зарубежных авторов, посвященные вопросам: исследования феномена скорочтения как приобретенного навыка, способов развития этого навыка и помехам, затрудняющим обучение, анализу чтения как психофизиологического процесса, его технической и смысловой составляющих, а также влиянию чтения на личность. Успешность применения обучающих инструментов развития скорости и качества чтения зависит от точности и глубины теоретического понимания психологических механизмов, лежащих в основе овладения навыком скорочтения. Чтение является сложнейшим когнитивным навыком. Овладение навыком быстрого чтения без потери качества усвоения прочитанного требует особой организации обучающего процесса с учетом понимания когнитивных механизмов, лежащих в основе скорочтения, с одной стороны, и мотивационно-смыслового компонента личности обучающегося, с другой. Новизна исследования заключается в синтезе научных знаний в области развития когнитивных навыков и смыслодидактического подхода в организации процесса обучения скорочтению. В Обсуждении результатов автор обосновывает, что при вышеизложенном подходе к пониманию компетенции скорочтения, оно способно стать не только методом оптимизации и повышения эффективности интеллектуального труда, но и способом совершенствования и развития личности в целом.
Данная статья отражает результаты эмпирического исследования мотивации к бодимодификациям у молодежи, а также их образа телесного Я. В разделе Введение описывается актуальность исследования бодимодификаций в контексте изучения образа Я‑телесного. В разделе Методы дается краткое описание диагностического аппарата. Были использованы: авторская анкета «Мотивация к модификациии тела» и вербальный тест-опросник «Опросник исследования образа тела» Д. Джейд, использовались методы описательной статистики и критерий Краскела-Уоллиса. В разделах Результаты и Обсуждение результатов автор анализирует эмпирические результаты, в ходе которых выявлено, что испытуемые с бодимодификациями преимущественно выделяют следующие причины к телесным трансформациям: украшения тела, философские взгляды, самоутверждение. Молодежь без бодимодификаций также определяют такие причины как украшения тела и самоутверждение. Изучено, что молодежь с бодимодификациями более позитивно относится к своему образу телесного Я. Отмечено, что девушки воспринимают свое тело более положительно, чем парни, вне зависимости от наличия модификаций. Автор подчеркивает, что именно парни без бодимодификаций имеют самое негативное отношение к своему телу. В разделе «Заключение» описывается, что модификации тела служат своеобразным толчком к повышению самовосприятия респондентов, однако такой способ оптимизации самооценки может принести физическую боль, заражение крови и другие негативные последствия для здоровья.
Новизна исследования заключается в разработке психодиагностического инструментария в виде анкеты, направленной на изучение причин, побуждающих к модификациям тела, а также отношения к аллопластическим трансформациям. Представлен сравнительный анализ проблемы мотивации к бодимодификациям в контексте изучения образа телесного Я у парней и девушек.
В работе, во введении, впервые систематизированы психологические задачи, которые требуют решения в современных IT-компаниях, в том числе – поиск нестандартных решений при выполнении профессиональных задач и организация конструктивного взаимодействия с клиентами и при работе в команде. Далее, при описании методов и программы исследования представлены два направления понимания термина «визуализация» (как техника обучения и как внутренний процесс работы с образами), приведены аргументы по использованию визуализации в обучении веб-разработчиков. Автор акцентирует внимание на том, что визуализация позволяет вписывать трансформируемые образы во внутреннюю картину мира, наделяя их личностным смыслом. В итоге, визуализация позволяет формировать образы, которые в обучении создают «план автоматизированного мышления», позволяющий упрощать незначимые и за счет этого фокусировать внимание на ключевых конструктах, нуждающихся в проработке. После этого в статье приведены возможности по использованию визуализации в повышении уровня креативности веб-разработчиков. Автором представлены результаты исследования возможностей использования техники активной визуализации в рамках развития креативности веб-разработчиков. Новизна исследования заключается в том, что было выявлено, что тренинг с помощью визуализации повышает невербальную креативность, воображение, любознательность, параметры предметного движения, параметры рефлексивной активности. В дневниках самонаблюдения участники программы отмечали свои достижения и пользу от применения визуализации в своей работе, описывали рост уровня наблюдательности, нестандартного видения проблем, которые им необходимо решить. Респонденты отметили, что благодаря использованию визуальных технологий стало проще взаимодействовать с клиентами и членами команды. Все это также отмечает руководство организации после завершения программы. Впервые описаны особенности использования визуализации как психологического приема обучения в деятельности веб-разработчиков, доказана эффективность ее применения.
В статье представлен анализ показателей динамики смысложизненных стратегий личности в условиях внутреннего вооруженного конфликта и постконфликтный период. В разделе Введение рассмотрены теоретические подходы к определению вооруженного конфликта и состояний личности, попавшей в экстремальные условия. Автором анализируются результаты, полученные в ходе реализации первых этапов эмпирического исследования, проведенного путем апробации программы по формированию смысложизненных стратегий личности в условиях внутреннего конфликта и постконфликтный период. Основной целью программы является переформатирование смысложизненных стратегий регрессивной направленности у личности, переживающей стресс, в прогрессивную. Для оценки эффективности программы проведен сравнительный анализ динамики выраженности показателей смысложизненных стратегий у респондентов до и после проведения программы по формированию смысложизненных стратегий. В разделе Методы дается краткое описание диагностического аппарата. Были использованы следующие методики: методика САН (самочувствие-активность-настроение); опросник депрессивности А. Бека; методика экспресс-диагностики уровня социальной изолированности личности Д. Рассела, М. Фергюссона; морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В. Ф. Сопова, Л. В. Карпушиной; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева; шкала базовых убеждений (World Assumption Scale – WAS). В разделе Результаты автор анализирует экспериментальные результаты, в ходе которых определено, что в процессе участия в программе наметилась тенденция к позитивным трансформациям в структуре жизненных смыслов респондентов, изменились показатели самооценки их физического состояния, уровня депрессивности и социальной изолированности, выраженности основных ценностей, смысложизненных ориентаций. В разделе Обсуждение результатов сделан вывод о том, что данные изменения незначительны и требуют более длительного коррекционного периода в постконфликтный период, с примене- нием административного ресурса региона. Новизна исследования заключается в том, что впервые исследованы трансформации смысловожизненных стратегий у гражданского населения в период вооруженного противостояния, разработана и внедрена программа по формирования конструктивных смысложизненных стратегий у населения в условиях внутреннего вооруженного конфликта.
Статья посвящена выявлению личностных предикторов как проблемы связи личностных особенностей и радикальной направленности лиц категории особого внимания. Новизна исследования состоит в том, что выявлены личностные предикторы лиц категории особого внимания. Во введении проведено теоретико-методологическое обоснование изучения личностных предикторов участников деструктивных групп. Методы. В рамках эмпирической части работы представлены результаты экспериментального исследования по следующим методикам: методика определения ценностных ориентаций М. Рокича; методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) Д. А. Леонтьева, методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан); методика «Индекс жизненного стиля» (Life Style Index) – опросник Р. Плутчика, Г. Келлермана, Х. Р. Конте, методика «Структура мотивации» С. В. Хусаинова. Результаты. По методике на выявление структуры мотивации личности определено, что ведущая мотивационная активность личности связана с проявлением социальной активности. Факторы направляющие активность объединены друг с другом показывают устремленность выстраиваемых отношений: общество (мотивы – друзья, знакомые, соседи, сотрудники), семья (мотив – дети) и самооценка (мотив – отношение к респонденту). Материальная и религиозная активность находятся на втором плане. Автором показано, что деструктивное поведение одно из ведущих объектов вызывающих интерес для проведения исследований в современной психологии. Проблема изучения деструкций несет в себе попытки объяснить предпосылки поведения деструктивной направленности. Обсуждение результатов. Особый интерес вызывает изучение особенностей деструктивного поведения у лиц категории особого внимания. Эти данные указывают на то, что необходимо проводить регулярное изучение личности в области деструктивного поведения радикально настроенных групп. Полученные результаты исследования могут использоваться психологами в области деструктивного поведения.
Во введении обоснована актуальность прикладного изучения детерминации агрессивной активности родителя в контексте внутрисемейных отношений. Представлены основные теоретические аспекты, связанные с агрессией родителей. Описаны основные проекции транслируемых моделей агрессивного поведения родителей в самоотношении и активности ребенка. Также во введении содержательно характеризуются способы регуляции и контроля за проявлениями агрессии в пространстве детско-родительских отношений. Дан сопоставительный анализ деструктивной и «биологически адаптированной» агрессии в системе детско-родительских отношений. В разделе Методы представлен диагностический инструментарий, позволяющий изучить уровень агрессивности родителей, особенности детско-родительских отношений, стиль саморегуляции и представления о причинах агрессии и допустимости ее проявлений в общении с ребенком. В Результатах показана роль эмоционального интеллекта и психологической компетентности родителей в построении конструктивных, психологически благополучных отношений родитель-ребенок в семье. Раздел «Результаты» также включает описание и интерпретацию результатов эмпирического исследования характеристик родителей с разным типом выраженности показателей агрессивности и враждебности, общего уровня саморегуляции, сформированности эмоционального интеллекта. В Обсуждении результатов представлен анализ психологических детерминант различных моделей агрессивного поведения родителей. Дискуссия включает типизацию факторов, детерминирующих агрессивную активность со стороны родителей, представлен психологический портрет «агрессивного родителя». В выводах изложена установленная в результате эмпирического исследования взаимосвязь показателей агрессии и саморегуляции, агрессии и эмоционального интеллекта. Показана роль развития индивидуальной саморегуляции и эмоционального интеллекта в определении способности родителей управлять своим поведением и эмоциональным состоянием, в гармонизации взаимоотношений с ребенком. По результатам проведенного исследования предлагается разработать программу профилактики и психологической коррекции агрессии родителей, компонентом которой будет являться повышение уровня развития эмоционального интеллекта и общего уровня саморегуляции.
В статье представлен новый взгляд на проблему оценивания компетенций студентов. В разделе «Введение» описаны проблемы обеспечения надежности результатов оценивания компетенций, существующие на настоящий момент в системе профессионального образования. Показаны отличительные особенности компетенций, которые необходимо учитывать при разработке и использовании оценочного инструментария для выявления их сформированности. Отмечено, что трудности оценочного процесса, в первую очередь, обусловлены сложной структурой и глубокой латентностью компетенций. В разделе «Теоретическое обоснование» на основе исследований ряда зарубежных авторов показана новизна метода проектирования оценочных средств и процессов на основе принципа доказательной аргументации для получения фактических данных о результатах обучения. Концептуальная основа доказательной аргументации по методу Evidence-based Assessment строится на последовательной разработке ряда моделей оценки: конструкта, задания, сборки, статистической обработки результатов и их интерпретации. Важным условием проявления компетенций является планируемая деятельность испытуемых в ситуации оценки. В разделе «Обсуждение результатов» отмечается, что в отечественном образовании модели доказательной комплексной оценки компетенций обучающихся, обеспечивающей высокую надежность и валидность результатов, пока не нашли широкого применения. Предложенный в статье подход может быть полезен преподавателями системы высшего образования при планировании результатов освоения образовательных программ и использовании научно обоснованных методов конструирования средств оценки когнитивных и компетентностных достижений студентов. В заключении сформулирован вывод о том, что предложенный метод использования моделей доказательной аргументации может способствовать дальнейшему развитию контрольно-оценочной деятельности для снижения погрешности в оценке и получения данных, способствующих повышению качества обучения в условиях компетентностного подхода.
Введение. В статье рассматривается актуальная проблема современного образования – трансформация обучения в начальной школе в условиях цифровизации. В статье впервые рассматриваются как позитивные, так и негативные стороны цифровизации начального образования с позиции младшего школьника и с позиции педагога, предпринимается попытка систематизации основных психологопедагогических проблем цифровизации обучения в начальной школе.
Теоретическое обоснование. На успешность овладения знаниями в младшем школьном возрасте оказывают влияние как внешние факторы (особенности социально-культурной среды, уровень материального достатка семьи, этническая и конфессиональная принадлежность, статус образовательного учреждения, место проживания (мегаполис, небольшой город или поселок, сельская местность) и т.д.), так и внутренние факторы (индивидуально-физиологические особенности, уровень развития высших психических процессов, особенности личности, особенности развития познавательной сферы, характер учебной мотивации и т.д.). Одним из факторов, оказывающих существенное влияние на уровень и качество обучения в начальной школе на современном этапе развития цивилизации, является цифровая среда. Широкое проникновение в массовую школу цифровых технологий предъявляет как к педагогам, так и учащимся совершенно новые требования. Новое качество образования достигается совершенно новыми способами. Однако, внедрение в образовательную практику цифрового обучения наряду с очевидными преимуществами (доступность, наглядность, информационная насыщенность и т.д.), неизбежно порождает ряд психолого-педагогических проблем для всех субъектов обучения. Эти проблемы затрагивают как учащихся, так и педагогов.
Обсуждение результатов. Проведенный анализ психолого-педагогических исследований показал наличие целого ряда проблем, связанных с цифровизацией обучения в начальной школе как у обучающихся, так у педагогов. Трудности школьников связаны с диспропорцией и искажениями в развитии познавательной сферы (внимания, памяти, мышления и речи), коммуникативной сферы (сокращение реального количества взаимодействий и перенос общения в онлайн-сферу), наличием соматических проблем (ухудшение зрения, осанки, недоразвитие мелкой моторики). Трудности педагогов связаны с освоением и применением информационных технологий в реальном образовательном процессе.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+