Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Опубликован: 30.06.2021

Том 4, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

6-19 156
Аннотация

В статье рассматриваются данные, полученные автором в результате исследования, проведенного в г. Ростов-на-Дону среди представителей студенческой молодежи.
Во введении приводятся данные о растущей медиатизации современного общества. Описываются причины масштабирования влияния медиа на социализацию молодежи. При этом, на сегодняшний день социальные сети не заявляют о воспитательной функции и, соответственно, не декларируют своего участия в процессе формирования стратегий и паттернов поведения современного молодого человека.
В разделе Методы описываются эмпирические методы, используемые в проведенном исследовании. Новизна исследования заключается в сопоставлении данных, полученных в результате использования количественных методов (было обработано 500 анкет), которые дали возможность выявить показатели регулярности и частоты использования медиа. Проведён анализ бесед с 40 информантами в технике «глубинного интервью», в которых выявлялся смысл, который они вкладывают в оценку стратегий, преподносимых средствами массовой коммуникации как успешные и требующие подражания.
В разделе Результаты описываются полученные данные, приводятся количественные и качественные показатели. Отмечается, что исследование помогло выявить влияние современных масс-медиа на коммуникативные практики и их смыслы в молодежном сегменте.
В Обсуждении результатов анализируются полученные выводы, согласно которым социализирующая функция медиа сегодня оказывает неоднозначное влияние. С одной стороны, выполняя информационную функцию, медиа обеспечивает для молодого человека возможность адаптироваться в современном мире, разобраться в актуальных тенденциях. С другой стороны, именно посредством медиа формируется страх будущего и усиливаются индивидуалистические ценности. Раздел содержит выводы, которые демонстрируют ориентацию медиасферы на отказ от традиционных нравственных паттернов поведения, возможность достижения успеха без трудозатрат, поверхностные, порой бессмысленные коммуникации, отношения со сверстниками, не требующие долговременных стратегий.

20-35 204
Аннотация

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи типов информационного усвоения и показателей готовности к переменам у представителей поколения Z.
Во Введении дан краткий обзор феноменов информационного усвоения и готовности к переменам, дано описание психологических особенностей представителей Z. Новизна исследования заключается в рассмотрении современных подходов к психологическим особенностям поклонения Z в связи со способами работы с информацией и готовности к изменениям окружающей среды.
В разделе Методы описаны основные методики эмпирического исследования: «Реестр стиля информационного усвоения» А. Р. Грегоса и «Личностная готовность к переменам» Р. Хезер. Дано описание выборки: 44 представителя поколения Z, мужского и женского пола, в возрасте 18–20 лет.
В разделе Результаты изучены связи между различными типами информационного усвоения и параметрами готовности к переменам у представителей поколения Z. Установлены связи между показателями в абстрактно-произвольном типе усвоения информации и готовности к переменам, выраженными шкалой «смелость»; между показателями абстрактно-произвольного типа усвоения информации и такими шкалами готовности к переменам как «оптимизм», «страстность», «адаптивность»; между показателями абстрактно-последовательного типа усвоения информации и такой шкалой готовности к переменам как «адаптивность»; между конкретно-произвольным типом усвоения информации и таким показателем готовности к переменам как шкала «оптимизм»; между показателями конкретно-последовательного типа усвоения информации и таким показателем готовности к переменам как шкала «адаптивность»; между показателями конкретно-последовательного типа усвоения информации и показателями по шкале «уверенность»; между показателями конкретно-последовательного типа усвоения информации и готовностью к переменам по шкале «находчивость» и «толерантность».
В Обсуждении результатов проведён анализ психологических особенностей представителей поколения в соответствии с найденными взаимосвязями.

65-78 261
Аннотация

В данной статье отражены результаты изучения некоторых аспектов проблемы соотношения эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации. Новизна исследования заключается в том, что впервые проведён анализ особенностей взаимосвязи эмоционального интеллекта и социальнопсихологической адаптации у молодёжи в период пандемии.
Во Введении даётся краткий обзор результатов современных отечественных и зарубежных исследований по исследуемым проблемам. Раскрывается актуальность данного исследования, которая состоит в получении данных о существующих значимых корреляционных связях между конкретными компонентами эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации молодежи.
В разделе Методы описываются использованные в исследовании психодиагностические методики: «Опросник эмоционального интеллекта» Д. В. Люсина; Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина. Даётся описание сформированной выборки и выдвинутой гипотезы исследования, описываются методы математический статистики использовавшихся для обработки полученных в исследовании эмпирических данных.
В разделе Результаты описываются три этапа проведенного эмпирического исследования. На основании полученных данных описываются уровни развития эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации, описывается представленность респондентов исследования с разным уровнем показателей исследуемых феноменов. Приводятся результаты математической статистики, использованной для выявления значимых взаимосвязей между эмоциональным интеллектом у молодежи и успешностью их социально-психологической адаптации, даётся описание полученных данных.
В Обсуждении результатов даётся интерпретация выявленных в исследовании результатов и дается описание значимых взаимосвязей между эмоциональным интеллектом молодежи и успешностью социально-психологической адаптации.
В Заключении подводятся общие итоги проделанной работы, описывается ряд обобщающих заключений, который позволяет наметить дальнейшие перспективы разработки данной темы исследования.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

36-45 501
Аннотация

Во Введении представлено обоснование актуальности изучения вопроса взаимосвязи формирования идентичности и психологических факторов успешной социализации подростка в современных условиях. Описаны результаты теоретического анализа проблемы субъективных детерминант достижения успеха в социализации личности. Показаны основные векторы проекции идентичности в социальной активности развивающегося субъекта. Дана содержательная характеристика роли самоидентичности и механизма идентификации в формировании адаптивных и преадаптивных моделей поведения личности в условиях рисков социума. Новизна исследования заключается в выявлении и описании роли особенностей идентичности в успешной социализации подростков.
Методы сбора данных: анкетирование и тестирование.
В разделе Результаты показана роль рефлексии идентичности в проектировании конструктивной индивидуальной траектории успешного взаимодействия в социуме. В данном модуле содержится сопоставительный анализ представлений об идентичности личности и ее успешности в системе социальных взаимоотношений подростков. Впервые выделены и систематизированы риски социализации, связанные с проблемами идентичности. В данном модуле содержится анализ критериев высокого уровня успешной социализации подростков в условиях рисков современного социума.
В Обсуждении результатов представено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования представлений подростков об идентичности, адаптивности и детерминантах успешной социализации в современных условиях. Данные эмпирического исследования демонстрируют особенности представлений подростков о факторах достижения самоидентичности и успеха в социальных интеракциях. Впервые показана рольразвития идентичности и конструктивности поведения подростков в современных условиях неопределенности.
В Заключении подчеркивается наличие связи особенностей идентичности личности и успешной социализации подростков. Делается вывод о том, что уровень осмысления содержательных характеристик самоидентичности и специфики проявлений идентичности влияет на поведение подростка в современной ситуации развития, продуцируя продуктивность и конструктивность активности, или деструкцию. Приведена модель программы психологического сопровождения развития конструктивной идентичности в подростковом возрасте. Дано описание содержательных модулей программы.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

46-54 221
Аннотация

Во Введении представлено обоснование актуальности исследования детерминации успешности студента юридического профиля как субъекта взаимодействия в условиях современной реальности. Представлены результаты теоретического анализа субъективных факторов, обуславливающих достижение успеха в межличностных контактах разного рода. Описаны основные направления проявления копинг-стратегий студентов, направленных на преодоление рисков взаимодействия. Дана содержательная характеристика психологических особенностей деятельности юристов. Новизна исследования заключается в выявлении и описании субъективных факторов успеха студентов юридического направления подготовки в различных ситуациях взаимодействия. В содержании статьи включён сопоставительный анализ особенностей коммуникативного контроля и стратегий поведения в конфликте.
В разделе Результаты показана роль представлений студентов о факторах успешного взаимодействия. В данном модуле содержится анализ результатов эмпирического исследования уровня самоконтроля в общении и тенденций поведения в конфликте.
В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования субъективных детерминант достижения успеха в ситуациях взаимодействия. Данные эмпирического исследования показывают наличие ресурсов и рисков представлений студентов-юристов о факторах успеха и регуляции поведения как субъекта взаимодействия. Впервые показана роль представлений студентов –юристов в определении продуктивности их поведения в условиях коммуникативных рисков.
В Заключении подчеркивается наличие ресурсов и рисков успешности личности студента юридического профиля как субъекта взаимодействия. Представлена модель психологической программы повышения уровня успешности студентов- юристов в ситуациях взаимодействия в современных условиях.

55-64 173
Аннотация

Во Введении дано обоснование актуальности исследования детерминации успешности моделирования профессионально-личностного развития педагога в системе повышения квалификации. Представлены результаты теоретического анализа психологических факторов, обеспечивающих продуктивный личностный рост и профессиональное развитие педагога в процессе непрерывного повышения квалификации. Описаны основные векторы активности педагога, направленной на позитивное преобразование, саморазвитие и преодоление рисков. Дана содержательная характеристика функций представлений педагогов о способах саморазвития, формирования способности к преадаптации как фактора повешения профессиональной успешности в условиях неопределённости. Новизна исследования заключается в выявлении и описании психологических особенностей моделирования профессионально-личностного развития педагога в системе повышения квалификации в условиях современных рисков. В содержании статьи включён сопоставительный анализ различных моделей профессионально-личностного развития педагога и их эффективности на практике.
В разделе Результаты показана роль самооценки компетентности и индивидуальных рисков в моделировании профессионального роста и достижения успеха в проектировании конструктивной индивидуальной траектории продвижения в педагогической деятельности. В данном модуле содержится анализ мотивации достижения и субъективного контроля, представлений педагогов о факторах продуктивного развития в условиях современных рисков.
В Обсуждении результатов представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования психологических аспектов моделирования профессионально-личностного развития педагога в системе повышения квалификации в условиях современных трансформаций. Данные эмпирического исследования показывают значение представлений педагогов о факторах успешного профессионального роста и построении индивидуальной траектории развития. Впервые показана роль рефлексии индивидуальных профессиональных рисков в определении продуктивной преобразующей активности педагогов в процессе непрерывного повышения квалификации.
В Заключении подчеркивается наличие связи степени рефлексии своих ресурсов и рисков и успешности профессионально-личностного роста педагогов. Делается вывод о том, что уровень осмысления профессионально-личностных затруднений в современной ситуации способствует формированию адекватной, конструктивной модели развития педагога. Приведена модель программы психологического обеспечения повышения уровня профессионально-личностного развития в системе повышения квалификации.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+