Опубликован: 30.08.2021
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
В статье представлены результаты исследования аспектов академической прокрастинации у студентов первого курса университета.
Во Введении дано определение академической прокрастинации, представлен типичный пример ситуации, в которой находится прокрастинирующий студент, приведены подходы к пониманию природы прокрастинации, обозначены масштабы распространения данного явления и его возможные причины. Новизна исследования заключается в изучении аспектов академической прокрастинации студентов 1 курса в связи с их смысложизненными ориентациями.
В разделе «Методы» описаны основные методики эмпирического исследования: авторская анкета-опросник, «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, методика «Общий уровень прокрастинации для студентов» C. H. Lay. При обработке данных использовались U-критерий Манна-Уитни и корреляционный анализ. В исследовании приняли участие 46 обучающихся 1 курса ВУЗа в возрасте 18–21 лет.
В разделе «Результаты» представлены результаты изучения особенностей академической прокрастинации по пяти направлениям: проявления, причины, эмоциональное сопровождение, последствия для учебного процесса и пути преодоления состояния прокрастинации. С помощью U-критерия Манна-Уитни определено отсутствие различий между «ситуативными» и «хроническими» прокрастинирующими студентами в связи со смысложизненными ориентациями. Проведение корреляционного анализа показало обратную значимую связь (-0,338, при r=0.05) между данными по опроснику C. H. Lay и общим уровнем осмысленности жизни по методике СЖО.
В разделе «Обсуждение результатов» приведено сравнение полученных результатов с данными исследований зарубежных авторов и данными нашего предыдущего исследования.
В Заключении обобщены выводы по результатам исследовании и поставлен вопрос об экспериментальном характере будущих исследований в данном направлении, что должно поспособствовать пониманию природы академической прокрастинации у студентов и способов снижения ее влияния на учебный процесс.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
На сегодняшний день проблема буллинга в образовательных учреждениях продолжает стоят очень остро. Появление новых электронных средств и способов коммуникации только усиливает это явление, способствует развитию новых способов травли, например, кибербуллинг. Несмотря на многочисленные психологические исследования и усиления внимания к этой проблеме администраций образовательных учреждений и психологов-практиков, эта проблема далека от решения. Новизна исследования заключается в обзоре современных исследований различных аспектов буллинга и освещении недостаточно изученного на данный момент гендерного аспекта травли.
Во Введении отражены главные аспекты буллинга как социально-психологического явления: влияние на психологическое состояние жертв буллинга, психологические особенности жертв буллинга, основные характеристики этого явления.
В Теоретическом обосновании автор описывает различные классификации видов буллинга; причины, которые могут вызывать агрессивное поведение инициаторов травли, приводит структуру ситуации травли, а также различные роли участников этой ситуации: инициатор, жертва, свидетели или наблюдатели. Далее автор уделяет внимание обзор мотивов, которые побуждают инициаторов травли к агрессивным действиям. Автор уделяется внимание и практическому аспекту: обозначению признаков, по которым можно определить, что ситуация представляет собой именно буллинг и требует экстренного вмешательства. Особое внимание автор посвящает обзору исследований, посвященных гендерным аспектам травли.
В Обсуждении результатов автором рассматриваются различные мнения исследований о психологической сущности явления буллинга и обозначаются проблемные области в исследовании данного вопроса. В Заключении автор делает вывод о необходимости учета гендерного аспекта буллинга для профилактики этого явления и отмечает необходимость поиска инструментов для выявления потенциальных инициаторов травли на ранних этапах.
В статье представлены результаты исследования интернет поведение детей младшего школьного возраста. Рассмотрены возможные угрозы, причины и решение в случае аддиктивного поведения детей данной возрастной группы.
Во Введении показана социальная значимость проблемы. Оценивается влияние Интернет пространства на становление мировоззрения и личностную структуру ребенка. Показаны возрастные особенности данной возрастной группы. Анализируются причины аддиктивного поведения. Новизна исследования заключается в представлении краткого обзора исследований по проблеме Интернет поведения детей младшего школьного возраста.
В Теоретическом обосновании анализируется поведение младших школьников с приходом технологизации и цифровизации. Выявлены причины «опасных» взаимоотношений с Интернетом. Рассматриваются возможные угрозы при использовании Интернет-ресурсов детьми младшего школьного возраста: контентные, коммуникационные, потребительские, технические, зависимости. Указаны источники возникновения данных угроз. Анализируется влияние и поведение младших школьников в данных ситуациях. Описываются задачи родителей для предотвращения данной проблемы и пример поведения в случае возникновения проблемы.
В Обсуждении результатов поднимается вопрос обучения навыкам безопасного поведения в Интернет младших школьников. Обосновывается необходимость разработки методических материалов по данной проблеме. Выделены основные психолого-педагогические условия обучения младших школьников информационной безопасности.
В Заключении отмечаются тенденции проблем обучения безопасного поведения детей младшего школьного возраста в Интернете. Отмечено, что начальная школа в наше время призывает к дальнейшему изучению данного вопроса и необходимости разработки новых форм и методов обучения для повышения безопасности младших школьников в сети.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД
В статье представлены результаты исследования аспектов академической мотивации, уровня смысложизненных ориентаций, и отношений к дистанционному и смешанному формату обучения у студентов бакалавриата первого года обучения.
Во Введении дается теоретический обзор понятий академической мотивации, и смешанного формата обучения. Актуальность данной темы объясняется современными тенденциями к цифровизации высшего образования, особенно усилившейся в последние несколько лет. Научная новизна заключается в изучении особенностей академической мотивации и отношения к очному и дистанционному формату обучения студентов 1 курса, которые поступили в университет в условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-19 в 2020 году.
В разделе Методы описываются организация исследования и примененные методики: тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева; опросник «Шкала академической мотивации» Т. О. Гордеева, О. А. Сычева и Е. Н. Осина; авторский опросник, выявляющий отношение к смешанному формату обучения. Были описаны особенности выборки, выдвинутые гипотезы, и перечислены использованные методы математической статистики.
В разделе Результаты представлены обработанные данные. По итогам опроса большая часть студентов отметила прежний уровень мотивации к обучению после поступления в университет, а те, кто отметил его повышение – более удовлетворены качеством образования, чем те, кто отметил, что уровень остался прежним или снизился. Также авторский опросник позволил выявить, что смешанный формат обучения для большинства первокурсников не мешает ощущению пребывания в едином образовательном пространстве. Корреляционный анализ выявил связь между уровнем осмысленности жизни и мотивацией познания, а также тенденцию к обратной связи между уровнем осмысленности жизни и значимостью формата обучения у респондентов.
В Обсуждении результатов представлено сравнение полученных данных, с уже проведенными исследованиями на данную тематику.
В Заключении даны выводы по всей проведенной работе, и возможные перспективы для дальнейших исследований.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Во Введении раскрываются причины необходимости нового взгляда на оценку образовательных достижений обучающихся. В первую очередь это связано с процессами международной интеграции в сфере образования, компетентностным подходом к процессу и результатам обучения, расширением техник и технологий обучения. Поэтому задача повышения объективности оценки рассматривается как педагогический аспект, требующий исследований по совершенствованию оценочных процедур и инструментария. Однако в педагогической практике ключевым ценностям надежного оценивания пока уделяется недостаточно внимания и, особенно, при оценивании компетенций как результатов освоения образовательных программ. В своем большинстве преподаватели используют традиционные средства оценки, не позволяющие выявить и оценить глубоко латентные характеристики в форме компетенций, которые, по сути, и обеспечивают успешность личности в профессиональной деятельности. Вместе с тем основные принципы построения качественной оценки требуют все большего внимания в связи с цифровой трансформацией системы образования, расширением различных форм дистанционного обучения, большей самостоятельностью обучающихся при выборе образовательной траектории.
В Теоретическом обосновании показаны основные направления научно обоснованного подхода к аргументированной доказательности оценки. Логика современного оценивания требует организации деятельности обучающихся при выполнении комплексных заданий. Проектирование такого оценочного инструментария требует соблюдения ряда правил, которые обеспечивают надежность результатов, а соответственно, помогают обоснованно управлять процессом обучения, оказывая помощь обучающимся на каждом значимом этапе освоения образовательной программы. В Обсуждении результатов показаны принципы создания инновационного инструментария для комплексного оценивания образовательных достижений в условиях организации планируемой деятельности обучающихся в ситуации оценки.
В Заключении автором сделан акцент на трудностях создания комплексных оценочных средств и возможностях решения этой проблемы в системе вуза.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+