Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Опубликован: 30.04.2023

Том 6, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

6-14 1075
Аннотация

Введение. В условиях проживания в зоне вооруженного конфликта отношение мирного населения к жизни и смерти может приобретать свои особенности. Их изучение представляет особую важность для осуществления психологической помощи. Экзистенциальная исполненность определяется как проживание одновременно соответствия происходящего в жизни своим внутренним ценностям и обстоятельствам внешнего мира. В связи с этим, авторами рассмотрены вопросы психологических последствий для людей, проживающих в зонах вооруженных конфликтов для людей в связи с экзистенциальной исполненностью.

Цель. Определение отношения к смерти гражданского населения, проживающего в зоне вооруженного конфликта, в контексте их экзистенциональной исполненности.

Материалы и методы. В исследовании были использованы контент–анализ понятия «смерть» и причин страха по поводу смерти, а также методика «Диагностика экзистенциальной исполненности» (В. Б. Шумский, Е. М. Уколова, Е. Н. Осин и Я. Д. Лупандина). Значимость различий проверялась с помощью φ-критерия Фишера.

Результаты. Большинство опрошенных не столько пугает приближение смерти, сколько вероятность получить травму и стать инвалидом, или то, что их дети останутся сиротами вследствие смерти родителей. У респондентов, проживающих в зоне проведения СВО, преобладают средний (55,3 %) и низкий (44,7 %) уровни экзистенциальной исполненности. У людей с выраженным страхом смерти или связанных с нею последствий общий уровень экзистенциональной исполненности ниже, чем у тех, кто не боится смерти, философски к ней относится, либо не задумывается на этот счет.

Обсуждение и заключение. Отношение к смерти и уровень экзистенциальной исполненности имеют тесную связь и зависят от многих параметров. В качестве основных причин отсутствия экзистенциальной исполненности выделены: травматизация, чувство ненужности, нереализованности в жизни, незначимости процесса жизни в целом, а также потеря смыслов в связи с проживанием в течение длительного срока в условиях военных действий, невысоким процентом жизненных перспектив, отсутствием элементарных условий для жизни. Общая ценностно–смысловая направленность личности может быть рассмотрена через призму ее отношения к смерти.

15-27 303
Аннотация

Введение. Авторы рассматривают эмоционального интеллекта в научном психологическом сознании в качестве «живой основы» для объединения всех психических процессов. Утверждается, что эмоциональный интеллект связан с психическими состояниями и возможностью влияния на них, что задает новые перспективы для изучения самого интимного в человеческой природе явления — счастья.

Цель. Выявление взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и эмпатией, а также коррелятами переживания счастья у студентов магистратуры.

Материалы и методы. Выборку исследования составили 39 студенток-психологов магистратуры. Методический инструментарий составили «Тест эмоционального интеллекта Холла» и «Диагностика уровня эмпатических способностей» (В. Бойко). Для изучения деривативных ценностных характеристик переживания счастья и оценки выраженности «счастливости», оптимистичности и уровня здоровья как коррелятов счастья была разработана авторская анкета. Для статистического анализа использованы U-критерий Манна-Уитни, альфа Кронбаха, Хи-квадрат Пирсона, описательные статистики, а также методы корреляционного, факторного и кластерного анализа.

Результаты. Для лиц с высоким уровнем эмоционального интеллекта выявлены более высокие показатели оценок «счастливости» и оптимистичности. Факторная связанность показателей «счастливости» и оптимистичности с показателями эмоционального интеллекта и эмпатии, с «весовой» представленностью всех этих показателей с уровнем не ниже среднего, отмечена у 47 % респондентов выборки. Для лиц с высоким уровнем ЭИ обнаружена детерминированность «счастливости» с их обучением, самореализацией по специальности и общением. Выявлены связи уровня переживания «счастливости» с его частными предикторами: любовью, семьей, хобби, наличием друзей, материальным благополучием и самореализацией в профессии.

Обсуждение и заключение. Высокий уровень эмоционального интеллекта позитивно влияет на переживание «счастливости» и оптимистичности. При этом связь ЭИ с показателями «счастливости», оптимистичности и уровня здоровья представляется неоднородной и неоднозначной. Следует разделять понимание ЭИ с концентрацией аспекта анализа этого явления преимущественно на явлении всецело «эмпатирующего» отношения к Другому, и отдельно на способности «достаточно хорошо понимать других людей, но не иметь к ним интереса».

28-37 303
Аннотация

Введение. Вера в заговоры рассмотрена в связи с личностными особенностями человека и особенностями социальной среды. Теории заговора могут выступать в качестве одного из способов обработки переживаний, связанных с ощущением серьезной угрозы. Классические работы по теме тревожности были сопоставлены с постмодернистским подходом, который расширил видение проблемы взаимосвязи тревожности и конспиративизма. Тревожность рассмотрена в неклассическом ключе. Подчеркивается неоднозначность влияния тревожности на конспиративизм и отсутствие региональных отечественных исследований.

Цель. Установление особенностей взаимосвязи тревожности и веры в заговоры студентов разных регионов. 

Материалы и методы. Выборку исследования составили 357 студентов г. Ростова-на-Дону и г. Архангельска. Были применены следующие методики: «Методика измерения типа ментальности» (МИТМ) (В. И. Пищик), Шкала тревожности Тейлора, Методика измерения вера в заговор (С. Ш. Муталимова, В. И. Пищик, дополненная) и методика «Измерение конспиративистской ментальности» (В. И. Пищик). Статистическими методами выступили: корреляционный анализ, критерий различий, регрессионный анализ.  

Результаты. Выраженность уровня тревоги отмечена у мужчин. Выявлена значимая корреляционна связь конспиративистского результативного типа ментальности и тревоги. Определены предикторы конспиративистского типа ментальности «Готовый», включающий тревожность. Установлены значимые различия по уровню тревожности и вере в заговоры с преобладанием в Северном регионе.

Обсуждение и заключение. Между тревогой и типом конспиративистской ментальности не наблюдается тесной взаимосвязи Результаты и методики рекомендованы для использования психологам и педагогам в воспитательной работе со студентами.

38-47 296
Аннотация

Введение. Обращение за супервизией особенно актуально в современных условиях неопределенности транзитивного общества, которые требуют от психологов повышения уровня профессионального мастерства. Увеличивается также запрос на онлайн-формат супервизии, который отмечается как более удобный и доступный по сравнению с оффлайн-форматом. В ходе проведенного нами обзора исследований установлено, что получение супервизии выступает значимым фактором становления идентичности и профессионального развития начинающих психологов-практиков.

Цель. Определение влияния онлайн-супервизии на формирование идентичности психолога-консультанта и на развитие его профессиональных качеств и компетенций.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 280 респондентов — начинающих психологов. Нами использовано авторское анкетирование, направленное на изучения опыта получения онлайн-супервизии у начинающих психологов-практиков, а также на определение барьеров на пути к ее получению. «Методика исследования профессиональной идентичности» (МИПИ) позволила оценить сформированность профессиональной идентичности. Обработка эмпирических данных проводилась с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты. Были выявлены типы идентичности психологов-практиков, обращающихся и не обращающихся за онлайн-супервизией. Показано, что у большинства психологов-практиков, редко или вообще не обращающихся за онлайн-супервизией, сформирован диффузный тип идентичности. У психологов-практиков, регулярно посещающих супервизора, преобладающим типом профессиональной идентичности является «достигнутый».

Обсуждение и заключение. В ходе анализа исследований установлено, что обращение за супервизией, в том числе в онлайн-формате, позволяет психологу-практику эффективно совершенствовать профессиональные качества и компетенции и является значимой детерминантной формирования профессионализма и достигнутой профессиональной идентичности. 

48-58 288
Аннотация

Введение. Особенности выраженности фаз и показателей эмоционального выгорания описаны в качестве общепсихологического феномена, проявляющегося в условиях неопределённости. Отмечено, что повышенная энтропийность среды негативно влияет на адаптацию личности и ее психологическое благополучие. Авторами рассмотрены барьеры, затрудняющие адаптацию личности, особенности деструкции активности современного человека в разных сферах жизни. Изучение ресурсов личности, а также эффектов воздействия на нее социальной среды, представляется важным как для профилактики стрессогенных и деструктивных состояний, так и для построения программ психологического сопровождения.

Цель. Изучение предикторов и субъективных факторов эмоционального выгорания личности в современных условиях повышенной неопределенности.

Материалы и методы. Выборка составила 250 человек и включала женщин педагогов и психологов в возрасте 40–55 лет, работающих в общеобразовательных школах. Методический инструментарий включал методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) и «Опросник профессионального выгорания Маслач» (в адаптации Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой).

Результаты. По сравнению с психологами, у педагогов оказались более выраженными почти все симптомы эмоционального выгорания. Симптом «Эмоциональная отстраненность» оказался более выраженным у психологов, чем у педагогов. Обе группы респондентов характеризуются наличием следующих симптомов: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных достижений и переживание психотравмирующих обстоятельств.

Обсуждение и заключение. Данные эмпирического исследования показывают наличие рисков возникновения эмоционального выгорания в ситуации повышенной энтропийности среды. Это позволяет определить ресурсные точки преодоления этого синдрома и оценить влияние мультифакторного стресса неопределенности на формирование эмоционального выгорания личности. Утверждается, что эффективность программ психологического сопровождения преодоления личности состояния эмоционального выгорания определяется уровнем мобилизации ее ресурсов для достижения стабильности и психологического благополучия.

59-69 419
Аннотация

Введение. Развитие карьеры стало одним из важнейших направлений деятельности по управлению человеческими ресурсами в современных организациях. Несмотря на значительные успехи в повышении представленности женщин в различных отраслях, а также увеличение числа женщин, занимающих руководящие должности, на сегодняшний день сегрегация рынка труда сохраняется. Женщины и мужчины неравномерно распределены в таких областях, как наука, техника, инженерное дело и математика, существуют различия в оплате труда, продвижении по карьерной лестнице. Традиционные карьерные модели имеют определенные ограничения в исследованиях и, в связи с этим, требуют пересмотра и актуализации.

Цель. Обобщение зарубежного опыта гендерных исследований в области профессиональной карьеры женщин.

Материалы и методы. Научный обзор представлен систематическим анализом зарубежных гендерных исследований за последние 10–15 лет.

Теоретическое обоснование. Авторами описаны основные методы исследований, изучающих карьерное продвижение женщин, а также рассмотрены причины гендерной сегрегации, такие как карьерный выбор, гендерная дискриминация при устройстве на работу и на рабочем месте, феномен «стеклянного потолка». Факторами, влияющими на выбор карьерных стратегий, являются: конкурентоспособность, самооценка, самоэффективность, влияние культурных представлений о гендерных ролях, самостереотипизация, наличие или отсутствие образцов для подражания, а также социальные издержки карьеры женщин и возможности их признания обществом как профессионалов. Обсуждение и заключение. Возможным путем разрешения проблемы карьерного продвижения женщин может быть снижение давления гендерных стереотипов, включающее равномерное распределение обязанностей по дому и воспитанию детей и, в конечном итоге, способствующее улучшению благополучия и качества жизни в целом.

70-78 520
Аннотация

Введение. Семья как ресурс психологического благополучия оказывает влияние на формирование у личности представлений о межличностных и ролевых семейных отношениях. Отрефлексированный опыт взаимоотношений в семье родителей, субъективные модели взаимодействия с миром отражаются в представлениях юношей и девушек о семейной структуре. Представления о ролевых отношениях в семье влияют на матримониальное поведение личности, определяя выбор стратегии действий на основании иерархии семейных ценностей.

Цель. Выявление и описание особенностей содержания представлений личности о ролевых отношениях в семье в период матримониального выбора.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 135 человек (55 юношей, 80 девушек, возраст: 17–21 год), студенты Адыгейского государственного педагогического университета, находящихся в периоде матримониального выбора. Была использована методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой и методика на определение особенностей распределения ролей в семье Ю. Е. Алешиной, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовской. Был проведен сопоставительный анализ выраженности представлений о желаемом ролевом поведении будущего брачного партнера у юношей и девушек.

Результаты. Показана специфика и гендерные отличия выраженности показателей представлений о распределении ролей в семье у современных студентов с учетом гендерного фактора. Отражена важность личностной идентификации с партнером (у девушек средний балл 6,9, у юношей — 5,6 по методике РОП) и ожидаемого выполнения семьей эмоционально-психотерапевтической функции (средний балл — 7,2 у девушек и  6,6 у юношей). Представления студентов обоего пола о структуре семьи отражают черты эгалитарного типа семьи, то есть ожидания в семье равноправного партнерского взаимодействия (результаты, полученные с помощью методики «Определение особенностей распределения ролей в семье» показали отсутствие значимых различий в представлениях девушек и юношей).

Обсуждение и заключение. Адекватность реальности представлений о требованиях к партнеру, субъекту ролевого поведения, обеспечивает осознанность матримониального выбора, что необходимо для построения благополучного и конструктивного взаимодействия в семье. В заключении подчеркивается эффективность арт-терапии в программах психологического сопровождения развития конструктивных представлений о психологических детерминантах успешной семьи у молодежи. 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

79-88 433
Аннотация

Введение. В статье подвергаются анализу особенности мышления младших школьников, у которых наблюдаются трудности в обучении, препятствующие или нарушающие процесс усвоения учебного материала, способные привести к школьной неуспеваемости. Во многих исследованиях мышление рассматривается как ключевой компонент познавательного развития личности школьника, но в то же время практически не исследован вопрос о связи механизмов и процессов мышления младших школьников и возникновения трудностей в обучении.

Цель. Изучении особенностей мышления младших школьников с трудностями в обучении.

Материалы и методы. Выборку исследования составили 71 младших школьника в возрасте от 7 до 12 лет. В исследовании были использованы методики: «Установление последовательности событий» (А. Н. Бернштейн) и «Исключение предметов (Четвертый лишний)» (Н. Л. Белопольская). Достоверность полученных данных обеспечивалась применением критерия Краскела-Уоллиса. Обработка проводилась с использованием пакета программ SPSS 22.

Результаты. Анализ полученных данных выявил, что существуют значимые различия в уровне развития процессов образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у школьников в зависимости от класса обучения. Выявлена тенденция к значимости различий в зависимости от возраста испытуемых.

Обсуждение и заключение. Особенности мышления младших школьников, испытывающих трудности в обучении, могут быть компенсированы по мере возрастного развития и с переходом из класса в класс. Подобная компенсация может быть достигнута развитием функций планирования, регуляции и контроля деятельности, развитием образно-логического и понятийного мышления, мыслительных процессов, которые формируются в ходе учебной деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике для реализации психолого-педагогического сопровождения и организации специальных условий для обучения детей в общеобразовательной школе.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

89-97 297
Аннотация

Введение. В исследовании затрагиваются вопросы применения дидактических принципов в процессе правового воспитания молодого поколения. Снижение правосознания и гражданственности среди молодежи, а также обилие традиционных теоретических методик, неспособных структурировать правовую культуру в сознании обучающихся, являются актуальными проблемами правовой среды. В связи с этим необходима переоценка содержания правового воспитания в учебном процессе и расширение базовых дидактических принципов, с учетом применения современных технологий и интерактивных методик.

Цель. Актуализация научного интереса к проблемам правового воспитания в учебном процессе и выявление основных дидактических принципов, структурирующих правовую культуру в сознании обучающихся в наиболее гибком и модернизированном виде.

Материалы и методы. В исследовании был применен обзорный анализ на основе системного структурирования научно–теоретических концепций, а также методы синтеза и организации (для создания общей теоретической системы), наблюдения, классификации, моделирования и прогнозирования.

Теоретическое обоснование. В силу своего междисциплинарного характера, дидактические принципы подразумевают определенные ориентиры в учебном процессе, однако, в зависимости от научного контекста они могут иметь разные виды и содержание. В системе права реализация комплекса дидактических принципов структурирует правовое образование и воспитывает гражданственность молодого поколения.

Обсуждение результатов. Исследование различных дидактических концепций, включающих в себя элементы интерактивности, современные технологии, игровые методы и инновационные принципы, подтверждает проблему разрозненности педагогических методик. Использование комплекса дидактических принципов в процессе формирования правовой культуры подразумевает значительное обновление учебной деятельности посредством интеграции образовательной, методической и научно–исследовательской системы с практическими инновационными методами. В свою очередь, совершенствование и углубление педагогической деятельности обуславливает развитие уровня правовой осознанности, увеличение масштабов распространения правовых и гражданских ценностей, а также общественно–политических идеалов и норм.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

98-108 297
Аннотация

Введение. Настоящая статья посвящена проблеме поиска оптимальных способов включения информационных технологий в образовательный процесс. В использовании информационных технологий в продуктивных методах обучения отмечается наличие определенного потенциала. При этом существует проблема отказа от их преимущественной эксплуатации в рамках информирующих и иллюстрирующих методов.

Цель. Изучение потенциала применения информационных технологий в обучении в системе среднего профессионального обучения.

Материалы и методы. Методологическая составляющая представлена тестированием, сравнительным анализом, интерпретацией и генерализацией. Обоснована специфика создания программы практического занятия в качестве основы для результативности оценивания внедрения информационных технологий в педагогическую деятельность в колледже.

Результаты. Занятие проектировалось с использованием проблемного метода и метода индивидуальных проектов. Был реализован и детально описан весь цикл педагогической работы: от проектирования занятия до оценки его эффективности.

Обсуждение и заключение. Проведенное занятие оценивается как эффективное, поскольку студенты продемонстрировали значительный прогресс в понимании темы и овладении навыками в ходе сдачи первичного контроля и итогового тестирования. Однако результат практической апробации свидетельствует о некоторой переоценке знаний студентов по пройденной программе. Отмечается потребность в дополнительном усилении мотивирующих компонентов, способствующих активизации творческого потенциала и инициативности студентов. Было показано, что использование проблемного метода и метода индивидуальных проектов в значительно большей степени способствует активизации познавательной и творческой деятельности по сравнению с использованием информирующих методов. Результаты проделанной работы могут выступать в качестве опорной точки дальнейших теоретических и практических изысканий в области эффективного использования информационных технологий в образовании.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+