Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск

Опубликован: 28.02.2023

Том 6, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

5-12 1051
Аннотация

Введение. В настоящее время проблема коллективного нарциссизма является актуальной, что подтверждается большим количеством исследований в этой области. Понятие «коллективного нарциссизма» шире «личностного нарциссизма». Оно представляет собой способность человека наделять группу значимостью, подчеркивая ее важность, имидж, независимо от того к какой религии, расе, социальному классу или статусу она принадлежит. Одной из нерешенных на данный момент проблем является выявление личностных оснований, которые укрепляют коллективный нарциссизм.

Цель. Выявление взаимосвязи коллективного нарциссизма с различными личностными особенностями студентов, роли коллективного нарциссизма в этих взаимосвязях.

Материалы и методы. В ходе исследования использовались надёжные и валидные методики: Коллективный нарциссизм, Фрайбургский личностный опросник (форма B), Пятифакторный личностный опросник и Висбанденский опросник WIPPF (форма А). Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу по критерию Спирмена.

Результаты исследования. В нашем исследовании с коллективным нарциссизмом были связаны артистизм, религиозность, практичность, экстраверсия, стремление к привлечению внимания.

Обсуждение и заключения. Авторы обращают внимание на проблему, связанную с нарциссизмом и то, как он проявляется в различных группах. В данном исследовании удалось показать взаимосвязь между отдельными личностными особенностями, преобладающими в группе студентов Дагестана и проявлением коллективного нарциссизма, который был выражен в средней степени. Ограничение исследования заключается в том, что не был учтен фактор наличия в выборке различных национальных групп. Результаты могут быть использованы для создания более целостной научной проблемы коллективного нарциссизма.

13-23 1040
Аннотация

Введение. Новая реальность, отличающаяся геополитической напряженностью, «кризисом достоверности» информации, которая лишает современного человека возможности антиципации предстоящих событий, вводит в ситуацию неопределенности, что делает особенно актуальным исследование отношения молодежи ко времени жизни. Проанализированы исследования зарубежных и отечественных ученых в области психолингвистики, представлений об образе будущего и отношения к временной перспективе. Обнаруженное отсутствие исследований психолингвистических детерминант отношения к временной перспективе у юношей и девушек обосновало новизну исследования.

Цель. Выявление и описание представления студентов о временной перспективе.

Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо), незаконченные предложения «Представления о времени жизни» (И. В. Абакумова; Е. М. Азарко, Н. Е. Комерова) и морфологический разбор на платформе RusTXT.RU.

Результаты исследования. Выявлено, что представления о временной перспективе складываются из приоритетных ценностей; системы личностных смыслов; механизмов самооценивания и самоконтроля; рефлексивного осознания прошлого; побуждающих желаний и установок. Психолингвистический анализ выявил лингвистические и смысловые конструкты, наиболее часто употребляемые молодыми людьми для описания отношения к прошлому, настоящему и будущему. Представлена авторская модель психолингвистических детерминант отношения к времени.

Обсуждение и заключения. Подчеркнута изменчивость отношения человека к прошлому, уникальность лексикона человека, обусловленная индивидуальным лингвистическим опытом. Отмечена высокая выраженность ориентации студентов на будущее. Показано, что частота употребления определенных частей речи меняется в зависимости от отношения к временной перспективе. Выявлено, что респонденты с высокой ориентацией на будущее и позитивным отношением к прошлому употребляют больше частей речи для описания прошлого и будущего. Их речь характеризуется большей конкретикой и словарным запасом, что говорит о сформированности представлений о жизни.

24-34 1010
Аннотация

Введение. В современном мире приобщение к медиа является регулярным процессом. Оно происходит с целью реализации потребности в информационном взаимообмене, коммуникации, отдыхе и развлечении. Личность находится в постоянном взаимодействии с субъектами и объектами медиаландшафта. Актуальность анализа поведенческих реакций студентов на изменение медиаландшафта обусловлена приостановлением деятельности популярных в молодежной среде социальных сетей и высокой поглощенностью человека медиапространством. Цель. Выявление адаптивных качеств студентов, их стратегий самоопределения и самопрезентации.

Материалы и методы. В исследовании использованы: методика «Опросник социально-психологической адаптации» (СПА) (в адаптации А. К. Осницкого), опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (СПСС) (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), а также авторская анкета, разработанная с целью установления характера взаимодействия с медиаконтентом и отношения к изменению условий доступа к нему. В исследовании приняли участие 176 студентов различных курсов обучения в университете, возрастом 17–21 и старше.

Результаты исследования. Приводятся данные об эмоционально-чувственном реагировании студенческой молодежи на изменения привычного для них повседневного приобщения к социальным сетям. Отражено, что студенты младших курсов испытывают противоречивые чувства к введению ограничений доступа к медиаресурсам. При этом они более негативно относятся к происходящим изменениям, в сравнении со старшими курсами. Выявлено, что большинству респондентов, независимо от их возраста, свойственно обходить введённые блокировки медиаконтента.

Обсуждение и заключения. Отражена взаимосвязь между адаптивными проявлениями личности и готовностью менять сложившуюся систему ежедневного медиапотребления в связи с изменениями. Представлены потенциальные возможности анализа медиаповедения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

35-42 401
Аннотация

Введение. Актуальность изучения обозначенной темы заключается в недостаточной изученности связей между мотивацией и результативностью обучения. Проблема изучения мотивации обуславливаются ее многогранностью и сложностью количественного измерения.

Цель. Целью исследования является изучение взаимосвязи между мотивацией к обучению в формате онлайн и его результативностью в дополнительном образовании у взрослых слушателей.

Материалы и методы. Выборку составили 60 слушателей онлайн-школы. В качестве методического инструментария использованы: Шкала академической мотивации (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин); Мотивация профессионального развития (К. Замфир, А. Реан); Мотивы выбора профессии (С. С. Гриншпун); и авторская анкета результативности дополнительного обучения.

Результаты исследования. Установлено, что доминирующими учебными мотивами взрослых обучающихся в условиях дополнительного образования являются мотивы саморазвития, самоуважения и достижения. Выявлены прямые корреляционные связи между показателями мотивации и результативностью обучения ― познавательная мотивация имеет сильную прямую связь с интенсивностью обучения (r= 0,853), с изменениями в уровне знаний (0,898) и с общей результативностью обучения (0,838). Обнаружено, что мотивация достижения связана с изменениями в поведении (r = 0,825), с изменением в уровне дохода (0,756) и с общей результативностью (0,835). Обсуждение и заключение. Анализ эмпирических данных говорит о высоких значениях вовлеченности и изменений в поведении взрослых обучающихся, что свидетельствует о том, что результативность обучения выражается в субъективном и объективном факторах. На основе полученных результатов даны рекомендации по повышению результативности обучения взрослых в условиях дополнительного образования. Подчеркивается, что высокая заинтересованность в знаниях влияет на результативность обучения взрослых, а мотивация саморазвития и достижения ведет к изменению поведения.

43-52 312
Аннотация

Введение. Актуальность выбранной темы обоснована необходимостью дальнейшей дискуссии по проблеме обеспечения объективной и прозрачной оценки работ студентов, а также выработки и тестирования инструментов формирующего оценивания, позволяющих повысить успеваемость и заинтересованность студентов в обучении. Одним из таких инструментов могут быть рубрики, представляющие собой матрицу критериев или атрибутов оценки конкретного задания и уровней соответствия.

Цель. Определение влияния применения рубрик для оценки заданий, выполненных студентами, на успеваемость студентов и их мотивацию к обучению.

Материалы и методы. Методология исследования основана на эксперименте, включающем совместную со студентами разработку и дальнейшее применение рубрик для оценки выполненного задания по предмету, а также анкетировании студентов.

Результаты исследования. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что применение рубрик способствует увеличению мотивации студентов к обучению и успеваемости. Кроме того, оценка с помощью рубрик позволяет студентам получить обратную связь от преподавателя в виде комментариев о достижении уровней соответствия по используемым атрибутам оценки. Применение рубрик способствовало повышению активности студентов на занятиях, проявлению большего интереса к научной литературе, в том числе и на иностранном языке.

Обсуждение и заключения. Сравнение полученных результатов с существующими работами в области применения рубрик подтверждает их эффективность, достигаемую благодаря использованию понятных критериев оценки. Рубрики представляются перспективным инструментом для оценки наиболее важных и сложных заданий по предмету, поскольку их применение позволяет повысить заинтересованность и удовлетворенность студентов, а также последовательность и беспристрастность оценки. Одним из ограничений рубрик является некоторое подавление стремления студентов к реализации творческого потенциала, что необходимо проработать в дальнейших исследованиях.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

53-61 334
Аннотация

Введение. Описаны психологические особенности представителей поколений Y и Z. Феномен отношения ко времени рассматривается одновременно как основа восприятия содержания человеческой деятельности, и как зависимый от нее элемент.

Цель. Установление особенностей отношения ко времени у представителей поколения Y и Z с различиями в выраженности лидерских качеств.

Материалы и методы. Представлены основные методики эмпирического исследования: «Временные децентрации» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник); «Я ― лидер» (Е. С. Фёдоров, О. В. Ерёмин); «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жарикова, Е. Крушельницкий); «Шкалы переживания времени» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник). Приведено описание выборки: 51 представитель поколения Y и Z, мужчины и женщины, в возрасте 19–38 лет.

Результаты исследования. Нами были обнаружены связи между показателями лидерских качеств, выраженными шкалами «высокий и средний уровень»; между показателями временной децентрации «ориентация на прошлое»; между показателями лидерских способностей, выраженными шкалами «низкий и средний», и такими шкалами переживания времени, как «пустое», «насыщенное», «течет медленно», «течет быстро», «беспредельное», «ограниченное», «однообразное» и «разнообразное».

Обсуждение и заключения. Особенности отношения ко времени описаны в связи с лидерскими качествами представителей сетевых поколений Y и Z. Проводится сравнительный анализ выраженности лидерских качеств у представителей разных поколений. Подчеркивается наличие большего лидерского потенциала у поколения Y. Полученные данные могут быть использованы для установления более продуктивных взаимоотношений между преподавателями и студентами.

62-72 322
Аннотация

Введение. Компетентное самопредъявление определяет успех в планировании и продвижении целей коммуникатора, ориентированного на достижение результата в разных сферах жизнедеятельности. При этом предпочитаемые поведенческие стратегии и личностные особенности не всегда осознаются человеком, а значит не всегда используются им эффективно. Актуальность изучения проблемы обусловлена недостаточной представленностью исследований поведенческих стратегий и индивидуально-психологических особенностей субъектов.

Цель. Исследование взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий самопредъявления личности на разных этапах профессионального становления и развития.

Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика диагностики уровня рефлексивности, опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП–98», методика «Диагностика мотивов аффилиации», методика «Направленность личности в общении», тест уверенности в себе, опросник «Волевые качества личности», опросник «Стратегии самопредъявления».

Результаты исследования. Девушки предпочитают стратегию «стремление понравиться» и «отслеживание произведенного впечатления», юноши — «вариативность поведения». Женщины реже отслеживают впечатление, произведенное на собеседника, в случае необходимости способны доминировать и манипулировать. Мужчины, напротив, более внимательно отслеживают особенности своего поведения, им не свойственно проявлять зависимость и слабость. Уверенные в себе испытуемые характеризуются социальной смелостью, инициативностью, применяют стратегию «самопродвижение». Диалогичные ― стремятся быть принятыми целевой аудиторией, проявляют инициативу. Для них не характерна стратегия «вариативность поведения». Рефлексивные испытуемые характеризуются использованием диалога, и применением стратегий «вариативность поведения» и «самопродвижение».

Обсуждение и заключения. Предполагается, что редкое использование женщинами стратегии «отслеживания впечатления» обусловлено действием механизма гендерного воспитания. Подтверждено, что на разных этапах возрастного и профессионального развития поведенческие стратегии обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности, востребованными в процессе самопредъявления. Полученные данные вносят вклад в теоретическое обоснование проблемы и позволяют разработать модель самопредъявления личности в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

73-80 1079
Аннотация

Введение. В данной работе представлен новый взгляд на проблему изучения возрастных особенностей проявления различной степени смелости и стрессоустойчивости в опасной ситуации. Актуальность исследования заключается в изучении смелости и стрессоустойчивости как важнейших качеств, необходимых как для формирования спортсмена, так и для успешной тренерской деятельности.

Цель. Изучение возрастных особенностей проявления различной степени смелости и стрессоустойчивости на опасную ситуацию, созданную в процессе эксперимента, максимально близкую к реальной ситуации.

Материалы и методы. В каждом возрасте подсчитывалось число испытуемых, отнесенных к той или иной группе по степени «смелости». Сравнение изменения численного состава этих групп в связи с возрастом проводилось отдельно для лиц мужского и женского пола. Каждый фактор типологического комплекса оценивался относительным коэффициентом в системе. Производился расчет межвидовых связей, где устанавливался уровень значимости каждого фактора, способствующего проявлению высокой или низкой степени смелости. Для выявления суммарной взаимосвязи положительных и отрицательных комплексов с проявлением высокой и низкой степенью смелости, производилось усреднение комплексов.

Результаты исследования. Обнаружено, что чем больше в определенном возрастном диапазоне будет индивидов, обладающих слабой нервной системой, тем больше в этом же диапазоне и лиц с низкой степенью смелости.

Обсуждение и заключения. При сравнении возрастных особенностей проявления смелости с возрастными особенностями проявления основных свойств нервной системы, обнаружено, что последние изменяются таким образом, что в одном возрастном периоде они способствуют проявлению смелости, в другом периоде жизни, наоборот, препятствуют проявлению смелости. Сопоставление изменения с возрастом числа лиц с подвижностью торможения с высокой степенью смелости показывает, что во многих возрастных группах они изменяются разнонаправленно, но эта разнонаправленность говорит о соответствии изменения типологической особенности характеру изменения степени смелости. Полученные данные могут быть применены при подготовке спортсменов в различных видах спорта.

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА

81-93 224
Аннотация

Введение. В статье представлено текущее положение рассматриваемой проблемы в работах отечественных и зарубежных авторов. Рассмотрены трудности оценивания компетенций как сложных, глубоко латентных и междисциплинарных по своей природе результатов обучения. Актуальность исследования обусловлена потребностью обеспечения надежности оценок. Новизна исследования заключается в представлении алгоритма разработки оценки компетенций на основе моделирования конструкта и условий для проявления компетенций в процессе деятельности студентов при выполнении комплексного задания.

Цель. Системное представление современных подходов к аутентичному оцениванию компетенций с опорой на теорию и практику педагогических измерений, опыт конструирования и применение средств по моделям доказательной аргументации, обеспечивающих справедливость оценочного процесса и аутентичность результатов оценки.

Материалы и методы. В качестве теоретических методов были использованы работа с источниками, сбор, обобщение, структурирование и анализ информации о существующих подходах к оцениванию компетенций обучающихся в России и за рубежом. В практической части был использован опыт организации и проведения различных форм оценки результатов обучения в условиях компетентностного обучения студентов.

Результаты исследования. Предложены современные подходы и механизмы проектирования оценочных средств по моделям аргументированного доказательства результатов оценки с опорой на теорию и практику педагогических измерений. Созданы расширенные паттерн-дизайны для преподавателей разработчиков средств и процедур оценки, обеспечивающее аутентичность результатов за счет анализа и интерпретации данных с учетом контекстной информации о деятельности испытуемых в ситуации оценки.

Обсуждение и заключения. Проанализирована взаимосвязь проблематики оценивания компетенций с их сложностью и междисциплинарностью, предложено в процессе разработки оценочного инструментария обращение к моделям С. Тулмина и Р. Мислеви. Показаны тенденции развития контрольно-оценочной деятельности для диагностики качества обучения.

94-107 243
Аннотация

Введение. Актуальность исследования заключается в представлении нового подхода к рассмотрению жизнестойкости. Жизнестойкость определяется как профессиональное личностное качество специалиста в области социального сиротства. Система подготовки педагогических кадров подразумевает формирование определенных профессиональных компетенций. Однако проверка их уровня происходит только в ходе возникновения трудной жизненной ситуации, и специалист, не обладающий специфическим жизненным опытом, прибегает к использованию метанавыков, развитие которых образовательная программа обозначенной системы не предусматривает. Основываясь на принципах целенаправленной непрерывной подготовки жизнестойкого специалиста в условиях базовых кафедр российских вузов, представляется возможным усилить кадровый потенциал в области социального сиротства.

Цель. Определение механизма развития профессиональной жизнестойкости специалиста в сфере профилактики социального сиротства.

Материалы и методы. На основе концепции жизнестойкости в области социального сиротства (Е. А. Байер) был создан авторский опросник для преподавателей и специалистов-практиков, состоящий из 57 вопросов. В опросе приняли участие 72 специалиста в возрасте от 25 до 60 лет со стажем профессиональной деятельности от 5 лет до 35 лет.

Результаты исследования. Большинство опрошенных специалистов (76,4 %) начали свой профессиональный путь после окончания школы и целенаправленно осуществили свой выбор. Выявлены примеры поведения преподавателя, недопустимого при коммуникации со студентами. Проведено ранжирование ключевых профессиональных компетенций и специальных навыков, кроссконтекстных и экзистенциальных навыков, метанавыков, а также качеств личности, важных для преподавателя вуза нового формата.

Обсуждение и заключения. Качественные характеристики, предложенные современными исследователями, подтверждают острую потребность в развитости жизнестойкости у специалистов в сфере профилактики социального сиротства.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+