Опубликован: 28.02.2023
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Введение. В настоящее время проблема коллективного нарциссизма является актуальной, что подтверждается большим количеством исследований в этой области. Понятие «коллективного нарциссизма» шире «личностного нарциссизма». Оно представляет собой способность человека наделять группу значимостью, подчеркивая ее важность, имидж, независимо от того к какой религии, расе, социальному классу или статусу она принадлежит. Одной из нерешенных на данный момент проблем является выявление личностных оснований, которые укрепляют коллективный нарциссизм.
Цель. Выявление взаимосвязи коллективного нарциссизма с различными личностными особенностями студентов, роли коллективного нарциссизма в этих взаимосвязях.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались надёжные и валидные методики: Коллективный нарциссизм, Фрайбургский личностный опросник (форма B), Пятифакторный личностный опросник и Висбанденский опросник WIPPF (форма А). Полученные данные были подвергнуты корреляционному анализу по критерию Спирмена.
Результаты исследования. В нашем исследовании с коллективным нарциссизмом были связаны артистизм, религиозность, практичность, экстраверсия, стремление к привлечению внимания.
Обсуждение и заключения. Авторы обращают внимание на проблему, связанную с нарциссизмом и то, как он проявляется в различных группах. В данном исследовании удалось показать взаимосвязь между отдельными личностными особенностями, преобладающими в группе студентов Дагестана и проявлением коллективного нарциссизма, который был выражен в средней степени. Ограничение исследования заключается в том, что не был учтен фактор наличия в выборке различных национальных групп. Результаты могут быть использованы для создания более целостной научной проблемы коллективного нарциссизма.
Введение. Новая реальность, отличающаяся геополитической напряженностью, «кризисом достоверности» информации, которая лишает современного человека возможности антиципации предстоящих событий, вводит в ситуацию неопределенности, что делает особенно актуальным исследование отношения молодежи ко времени жизни. Проанализированы исследования зарубежных и отечественных ученых в области психолингвистики, представлений об образе будущего и отношения к временной перспективе. Обнаруженное отсутствие исследований психолингвистических детерминант отношения к временной перспективе у юношей и девушек обосновало новизну исследования.
Цель. Выявление и описание представления студентов о временной перспективе.
Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика «Опросник временной перспективы» (Ф. Зимбардо), незаконченные предложения «Представления о времени жизни» (И. В. Абакумова; Е. М. Азарко, Н. Е. Комерова) и морфологический разбор на платформе RusTXT.RU.
Результаты исследования. Выявлено, что представления о временной перспективе складываются из приоритетных ценностей; системы личностных смыслов; механизмов самооценивания и самоконтроля; рефлексивного осознания прошлого; побуждающих желаний и установок. Психолингвистический анализ выявил лингвистические и смысловые конструкты, наиболее часто употребляемые молодыми людьми для описания отношения к прошлому, настоящему и будущему. Представлена авторская модель психолингвистических детерминант отношения к времени.
Обсуждение и заключения. Подчеркнута изменчивость отношения человека к прошлому, уникальность лексикона человека, обусловленная индивидуальным лингвистическим опытом. Отмечена высокая выраженность ориентации студентов на будущее. Показано, что частота употребления определенных частей речи меняется в зависимости от отношения к временной перспективе. Выявлено, что респонденты с высокой ориентацией на будущее и позитивным отношением к прошлому употребляют больше частей речи для описания прошлого и будущего. Их речь характеризуется большей конкретикой и словарным запасом, что говорит о сформированности представлений о жизни.
Введение. В современном мире приобщение к медиа является регулярным процессом. Оно происходит с целью реализации потребности в информационном взаимообмене, коммуникации, отдыхе и развлечении. Личность находится в постоянном взаимодействии с субъектами и объектами медиаландшафта. Актуальность анализа поведенческих реакций студентов на изменение медиаландшафта обусловлена приостановлением деятельности популярных в молодежной среде социальных сетей и высокой поглощенностью человека медиапространством. Цель. Выявление адаптивных качеств студентов, их стратегий самоопределения и самопрезентации.
Материалы и методы. В исследовании использованы: методика «Опросник социально-психологической адаптации» (СПА) (в адаптации А. К. Осницкого), опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (СПСС) (в адаптации Н. Е. Водопьяновой), а также авторская анкета, разработанная с целью установления характера взаимодействия с медиаконтентом и отношения к изменению условий доступа к нему. В исследовании приняли участие 176 студентов различных курсов обучения в университете, возрастом 17–21 и старше.
Результаты исследования. Приводятся данные об эмоционально-чувственном реагировании студенческой молодежи на изменения привычного для них повседневного приобщения к социальным сетям. Отражено, что студенты младших курсов испытывают противоречивые чувства к введению ограничений доступа к медиаресурсам. При этом они более негативно относятся к происходящим изменениям, в сравнении со старшими курсами. Выявлено, что большинству респондентов, независимо от их возраста, свойственно обходить введённые блокировки медиаконтента.
Обсуждение и заключения. Отражена взаимосвязь между адаптивными проявлениями личности и готовностью менять сложившуюся систему ежедневного медиапотребления в связи с изменениями. Представлены потенциальные возможности анализа медиаповедения.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. Актуальность изучения обозначенной темы заключается в недостаточной изученности связей между мотивацией и результативностью обучения. Проблема изучения мотивации обуславливаются ее многогранностью и сложностью количественного измерения.
Цель. Целью исследования является изучение взаимосвязи между мотивацией к обучению в формате онлайн и его результативностью в дополнительном образовании у взрослых слушателей.
Материалы и методы. Выборку составили 60 слушателей онлайн-школы. В качестве методического инструментария использованы: Шкала академической мотивации (Т. О. Гордеева, О. А. Сычев, Е. Н. Осин); Мотивация профессионального развития (К. Замфир, А. Реан); Мотивы выбора профессии (С. С. Гриншпун); и авторская анкета результативности дополнительного обучения.
Результаты исследования. Установлено, что доминирующими учебными мотивами взрослых обучающихся в условиях дополнительного образования являются мотивы саморазвития, самоуважения и достижения. Выявлены прямые корреляционные связи между показателями мотивации и результативностью обучения ― познавательная мотивация имеет сильную прямую связь с интенсивностью обучения (r= 0,853), с изменениями в уровне знаний (0,898) и с общей результативностью обучения (0,838). Обнаружено, что мотивация достижения связана с изменениями в поведении (r = 0,825), с изменением в уровне дохода (0,756) и с общей результативностью (0,835). Обсуждение и заключение. Анализ эмпирических данных говорит о высоких значениях вовлеченности и изменений в поведении взрослых обучающихся, что свидетельствует о том, что результативность обучения выражается в субъективном и объективном факторах. На основе полученных результатов даны рекомендации по повышению результативности обучения взрослых в условиях дополнительного образования. Подчеркивается, что высокая заинтересованность в знаниях влияет на результативность обучения взрослых, а мотивация саморазвития и достижения ведет к изменению поведения.
Введение. Актуальность выбранной темы обоснована необходимостью дальнейшей дискуссии по проблеме обеспечения объективной и прозрачной оценки работ студентов, а также выработки и тестирования инструментов формирующего оценивания, позволяющих повысить успеваемость и заинтересованность студентов в обучении. Одним из таких инструментов могут быть рубрики, представляющие собой матрицу критериев или атрибутов оценки конкретного задания и уровней соответствия.
Цель. Определение влияния применения рубрик для оценки заданий, выполненных студентами, на успеваемость студентов и их мотивацию к обучению.
Материалы и методы. Методология исследования основана на эксперименте, включающем совместную со студентами разработку и дальнейшее применение рубрик для оценки выполненного задания по предмету, а также анкетировании студентов.
Результаты исследования. Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что применение рубрик способствует увеличению мотивации студентов к обучению и успеваемости. Кроме того, оценка с помощью рубрик позволяет студентам получить обратную связь от преподавателя в виде комментариев о достижении уровней соответствия по используемым атрибутам оценки. Применение рубрик способствовало повышению активности студентов на занятиях, проявлению большего интереса к научной литературе, в том числе и на иностранном языке.
Обсуждение и заключения. Сравнение полученных результатов с существующими работами в области применения рубрик подтверждает их эффективность, достигаемую благодаря использованию понятных критериев оценки. Рубрики представляются перспективным инструментом для оценки наиболее важных и сложных заданий по предмету, поскольку их применение позволяет повысить заинтересованность и удовлетворенность студентов, а также последовательность и беспристрастность оценки. Одним из ограничений рубрик является некоторое подавление стремления студентов к реализации творческого потенциала, что необходимо проработать в дальнейших исследованиях.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. Описаны психологические особенности представителей поколений Y и Z. Феномен отношения ко времени рассматривается одновременно как основа восприятия содержания человеческой деятельности, и как зависимый от нее элемент.
Цель. Установление особенностей отношения ко времени у представителей поколения Y и Z с различиями в выраженности лидерских качеств.
Материалы и методы. Представлены основные методики эмпирического исследования: «Временные децентрации» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник); «Я ― лидер» (Е. С. Фёдоров, О. В. Ерёмин); «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жарикова, Е. Крушельницкий); «Шкалы переживания времени» (Е. И. Головаха, А. А. Кроник). Приведено описание выборки: 51 представитель поколения Y и Z, мужчины и женщины, в возрасте 19–38 лет.
Результаты исследования. Нами были обнаружены связи между показателями лидерских качеств, выраженными шкалами «высокий и средний уровень»; между показателями временной децентрации «ориентация на прошлое»; между показателями лидерских способностей, выраженными шкалами «низкий и средний», и такими шкалами переживания времени, как «пустое», «насыщенное», «течет медленно», «течет быстро», «беспредельное», «ограниченное», «однообразное» и «разнообразное».
Обсуждение и заключения. Особенности отношения ко времени описаны в связи с лидерскими качествами представителей сетевых поколений Y и Z. Проводится сравнительный анализ выраженности лидерских качеств у представителей разных поколений. Подчеркивается наличие большего лидерского потенциала у поколения Y. Полученные данные могут быть использованы для установления более продуктивных взаимоотношений между преподавателями и студентами.
Введение. Компетентное самопредъявление определяет успех в планировании и продвижении целей коммуникатора, ориентированного на достижение результата в разных сферах жизнедеятельности. При этом предпочитаемые поведенческие стратегии и личностные особенности не всегда осознаются человеком, а значит не всегда используются им эффективно. Актуальность изучения проблемы обусловлена недостаточной представленностью исследований поведенческих стратегий и индивидуально-психологических особенностей субъектов.
Цель. Исследование взаимосвязей индивидуально-психологических особенностей и поведенческих стратегий самопредъявления личности на разных этапах профессионального становления и развития.
Материалы и методы. В качестве методического инструментария выбраны: методика диагностики уровня рефлексивности, опросник «Стиль саморегуляции поведения ССП–98», методика «Диагностика мотивов аффилиации», методика «Направленность личности в общении», тест уверенности в себе, опросник «Волевые качества личности», опросник «Стратегии самопредъявления».
Результаты исследования. Девушки предпочитают стратегию «стремление понравиться» и «отслеживание произведенного впечатления», юноши — «вариативность поведения». Женщины реже отслеживают впечатление, произведенное на собеседника, в случае необходимости способны доминировать и манипулировать. Мужчины, напротив, более внимательно отслеживают особенности своего поведения, им не свойственно проявлять зависимость и слабость. Уверенные в себе испытуемые характеризуются социальной смелостью, инициативностью, применяют стратегию «самопродвижение». Диалогичные ― стремятся быть принятыми целевой аудиторией, проявляют инициативу. Для них не характерна стратегия «вариативность поведения». Рефлексивные испытуемые характеризуются использованием диалога, и применением стратегий «вариативность поведения» и «самопродвижение».
Обсуждение и заключения. Предполагается, что редкое использование женщинами стратегии «отслеживания впечатления» обусловлено действием механизма гендерного воспитания. Подтверждено, что на разных этапах возрастного и профессионального развития поведенческие стратегии обусловлены индивидуально-психологическими особенностями личности, востребованными в процессе самопредъявления. Полученные данные вносят вклад в теоретическое обоснование проблемы и позволяют разработать модель самопредъявления личности в зависимости от ее индивидуально-психологических особенностей.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. В данной работе представлен новый взгляд на проблему изучения возрастных особенностей проявления различной степени смелости и стрессоустойчивости в опасной ситуации. Актуальность исследования заключается в изучении смелости и стрессоустойчивости как важнейших качеств, необходимых как для формирования спортсмена, так и для успешной тренерской деятельности.
Цель. Изучение возрастных особенностей проявления различной степени смелости и стрессоустойчивости на опасную ситуацию, созданную в процессе эксперимента, максимально близкую к реальной ситуации.
Материалы и методы. В каждом возрасте подсчитывалось число испытуемых, отнесенных к той или иной группе по степени «смелости». Сравнение изменения численного состава этих групп в связи с возрастом проводилось отдельно для лиц мужского и женского пола. Каждый фактор типологического комплекса оценивался относительным коэффициентом в системе. Производился расчет межвидовых связей, где устанавливался уровень значимости каждого фактора, способствующего проявлению высокой или низкой степени смелости. Для выявления суммарной взаимосвязи положительных и отрицательных комплексов с проявлением высокой и низкой степенью смелости, производилось усреднение комплексов.
Результаты исследования. Обнаружено, что чем больше в определенном возрастном диапазоне будет индивидов, обладающих слабой нервной системой, тем больше в этом же диапазоне и лиц с низкой степенью смелости.
Обсуждение и заключения. При сравнении возрастных особенностей проявления смелости с возрастными особенностями проявления основных свойств нервной системы, обнаружено, что последние изменяются таким образом, что в одном возрастном периоде они способствуют проявлению смелости, в другом периоде жизни, наоборот, препятствуют проявлению смелости. Сопоставление изменения с возрастом числа лиц с подвижностью торможения с высокой степенью смелости показывает, что во многих возрастных группах они изменяются разнонаправленно, но эта разнонаправленность говорит о соответствии изменения типологической особенности характеру изменения степени смелости. Полученные данные могут быть применены при подготовке спортсменов в различных видах спорта.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Введение. В статье представлено текущее положение рассматриваемой проблемы в работах отечественных и зарубежных авторов. Рассмотрены трудности оценивания компетенций как сложных, глубоко латентных и междисциплинарных по своей природе результатов обучения. Актуальность исследования обусловлена потребностью обеспечения надежности оценок. Новизна исследования заключается в представлении алгоритма разработки оценки компетенций на основе моделирования конструкта и условий для проявления компетенций в процессе деятельности студентов при выполнении комплексного задания.
Цель. Системное представление современных подходов к аутентичному оцениванию компетенций с опорой на теорию и практику педагогических измерений, опыт конструирования и применение средств по моделям доказательной аргументации, обеспечивающих справедливость оценочного процесса и аутентичность результатов оценки.
Материалы и методы. В качестве теоретических методов были использованы работа с источниками, сбор, обобщение, структурирование и анализ информации о существующих подходах к оцениванию компетенций обучающихся в России и за рубежом. В практической части был использован опыт организации и проведения различных форм оценки результатов обучения в условиях компетентностного обучения студентов.
Результаты исследования. Предложены современные подходы и механизмы проектирования оценочных средств по моделям аргументированного доказательства результатов оценки с опорой на теорию и практику педагогических измерений. Созданы расширенные паттерн-дизайны для преподавателей разработчиков средств и процедур оценки, обеспечивающее аутентичность результатов за счет анализа и интерпретации данных с учетом контекстной информации о деятельности испытуемых в ситуации оценки.
Обсуждение и заключения. Проанализирована взаимосвязь проблематики оценивания компетенций с их сложностью и междисциплинарностью, предложено в процессе разработки оценочного инструментария обращение к моделям С. Тулмина и Р. Мислеви. Показаны тенденции развития контрольно-оценочной деятельности для диагностики качества обучения.
Введение. Актуальность исследования заключается в представлении нового подхода к рассмотрению жизнестойкости. Жизнестойкость определяется как профессиональное личностное качество специалиста в области социального сиротства. Система подготовки педагогических кадров подразумевает формирование определенных профессиональных компетенций. Однако проверка их уровня происходит только в ходе возникновения трудной жизненной ситуации, и специалист, не обладающий специфическим жизненным опытом, прибегает к использованию метанавыков, развитие которых образовательная программа обозначенной системы не предусматривает. Основываясь на принципах целенаправленной непрерывной подготовки жизнестойкого специалиста в условиях базовых кафедр российских вузов, представляется возможным усилить кадровый потенциал в области социального сиротства.
Цель. Определение механизма развития профессиональной жизнестойкости специалиста в сфере профилактики социального сиротства.
Материалы и методы. На основе концепции жизнестойкости в области социального сиротства (Е. А. Байер) был создан авторский опросник для преподавателей и специалистов-практиков, состоящий из 57 вопросов. В опросе приняли участие 72 специалиста в возрасте от 25 до 60 лет со стажем профессиональной деятельности от 5 лет до 35 лет.
Результаты исследования. Большинство опрошенных специалистов (76,4 %) начали свой профессиональный путь после окончания школы и целенаправленно осуществили свой выбор. Выявлены примеры поведения преподавателя, недопустимого при коммуникации со студентами. Проведено ранжирование ключевых профессиональных компетенций и специальных навыков, кроссконтекстных и экзистенциальных навыков, метанавыков, а также качеств личности, важных для преподавателя вуза нового формата.
Обсуждение и заключения. Качественные характеристики, предложенные современными исследователями, подтверждают острую потребность в развитости жизнестойкости у специалистов в сфере профилактики социального сиротства.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+