Опубликован: 30.10.2023
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Введение. В статье приводятся результаты исследования поведения личности обучающихся 9-х, 11-х классов и студентов 1-го курса в предэкзаменационный период. Актуальность данной работы состоит в том, что на самочувствие и поведение современных школьников и студентов негативно влияет сама процедура экзаменов и весь период подготовки к ним. Подростки и молодежь зачастую самостоятельно не могут справиться с негативными последствиями своих переживаний, управлять ими. Это пагубно отражается на психосоматическом здоровье личности, в крайних случаях приводит к деструктивным (суицид) и девиантным (виктимизация) формам поведения.
Цель. Исследование поведения обучающихся (школьников и студентов) в предэкзаменационный период, воспринимаемый ими в качестве стрессовой ситуации.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 260 школьников и 193 студента образовательных учреждений Ростовской области. Для проведения исследования был использован комплекс диагностических методик: опросник подверженности экзаменационному стрессу Ю. Б. Гуревич, тест на самооценку стрессоустойчивости личности Н. В. Киршевой, Н. В. Рябчиковой, опросник «Исследование склонности к виктимному поведению» О. О. Андронниковой», опросник «Подготовка к экзаменам» (составитель В. И. Мищенко).
Результаты исследования. Установлено, что предэкзаменационный период воспринимается обучающимися как такая стрессовая ситуация, которая детерминирует их поведение. В ситуации стресса поведение и у школьников, и студентов характеризуется аналогичными признаками (что выражается демонстрацией единообразных эмоциональных, когнитивных и поведенческих паттернов, уровнем стресса и тревожности), однако факторы такого поведения разные и зависят от ожидаемых последствий проживаемых ситуаций, а также имеющихся предикторов, влияющих на изменения в поведении обучающихся.
Обсуждение результатов. Знание того, какие именно изменения в поведении подростков и молодежи вызваны стрессовыми ситуациями образовательного процесса, а также выявление конкретных поведенческих особенностей личности в стрессовых ситуациях позволит разрабатывать эффективные программы психологического сопровождения обучающихся в предэкзаменационный период.
Введение. В статье рассматривается вопрос взаимосвязи самоэффективности и внутреннего локуса контроля с характеристиками достижения целей в профессиональной деятельности молодых людей. Актуальность данной работы обуславливается тем, что в научных работах в недостаточной степени установлены конкретные факторы, обеспечивающие человеку быстрое и успешное достижение целей. Статья расширяет понимание о факторах успешного достижения целей в профессиональной деятельности, что может быть полезно как работникам, так и руководителям для увеличения эффективности профессиональных кадров.
Цель: изучить взаимосвязь самоэффективности и внутреннего локуса контроля с характеристиками достижения целей в профессиональной деятельности молодых людей.
Материалы и методы. Выборку исследования составили 57 человек, среди которых 84,2% – девушки, 15,8% – юноши, в возрасте от 18 до 31 года, имеющие стаж работы от нескольких месяцев до 12 лет. В ходе исследования нами использовались следующие методики: «Шкала общей самоэффективности»; «Исследование локуса контроля по Роттеру», собственная анкета-опросник.
Результаты исследования. В результате применения корреляционного анализа был обнаружен ряд значимых взаимосвязей между уровнем самоэффективности и субъективными оценками достижения своих целей. В частности, обнаружены прямые связи самоэффективности с оценкой своих профессиональных достижений в прошлом (0,411), с силой мотивации от слов одобрения коллег (0,443) и со спокойным психологическим состоянием при выполнении профессиональных задач в ходе достижения целей (0,413).
Обсуждение результатов. Одним из важных элементов самоэффективности является позитивное самоотношение, которое формируется, с одной стороны, от высокой оценки собственных успехов в прошлом, с другой стороны, от слов поддержки со стороны коллег и друзей. Данные, полученные нами, говорят о значимой роли наличия достижений в прошлом опыте и восприятия этого опыта как успешного в формировании самоэффективности, которая в свою очередь влияет на целеполагание. Это согласуется с данными о том, что целеустремленность зависит от убежденности человека в собственной силе и везучести.
Введение. Тенденции, наблюдаемые сегодня в интернет-среде, дают основание рассматривать социальные медиа в качестве одного из важнейших коммуникативных пространств социализации, формирования личностной и социальной идентичности молодежи. Высокий интерес к блогерам и тиражируемому ими медиаконтенту актуализирует задачу исследования психологических и социокультурных факторов, обуславливающих присвоение молодыми людьми субъектам блогосферы статуса значимых других, которые впоследствии выступают для них персонифицированными агентами социализации и объектами идентификации.
Цель. Выявление индивидуально-психологических особенностей студентов с разным отношением к блогерам.
Материалы и методы. В процессе исследования нами были использованы метод анкетирования, метод психологической диагностики (16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла, опросник внимательности и осознанности К. Брауна и Р. Райяна в адаптации А. М. Голубева, метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, опросник «Психические состояния личности» А. Т. Джерсайлда, методы математической статистики (описательная статистика, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Результаты исследования. В результате эмпирического исследования были выявлены положительные и отрицательные связи между личностными особенностями студентов, их отношением к блогерам и представлениями о влиянии блогеров и их контента на настроение, отношение к другим людям и поведение. Также были обнаружены различия в индивидуально-психологических особенностях и психических состояниях молодых людей, в зависимости от воспринимаемого ими влияния блогеров. Так, у лиц, подверженных влиянию блогеров, более выражены конфликтные представления о себе, отсутствие смысла жизни и отсутствие свободы выбора. В этой группе более высокие показатели тревожности и конформности.
Обсуждение результатов. Полученные результаты могут быть применены для развития медиаграмотности у обучающихся, а также в психотерапевтической практике для решения проблемы медиазависимости.
Введение. В последнее время интерес к проблеме образовательной миграции неуклонно растет. Наиболее активной и динамично развивающейся группой современной молодежи считается категория образовательных мигрантов – молодых людей, переезжающих в другие регионы и страны для получения высшего образования. В исследовании приняли участие 382 человек в возрасте 18-22 лет. В ходе исследования жизнестойкости и психологического благополучия были выявлены особенности личностных ресурсов разных групп образовательных мигрантов, описаны особенности восприятия сложных жизненных ситуаций молодыми людьми и получены сведения об общей удовлетворенности и неудовлетворенности респондентов оцениваемым периодом, а также данные о распространенности различных ситуаций в среде образовательных мигрантов.
Цель. Исследовать психологические особенности студентов в условиях образовательной миграции.
Материалы и методы. Основными инструментами исследования выбраны следующие методики: Тест «Жизнестойкость» Сальваторе Мадди (в оригинале – «Hardiness Survey», 1997) в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой (2006); Опросник «Шкала психологического благополучия» C. Ryff (в оригинале - «The scales of psychological well-being», 1998) в адаптации Н. Н. Лепешинского (2007).
Результаты исследования. В ходе исследования были получены данные о распространенности различных сложных жизненных ситуаций на выборках студентов с разным миграционным опытом. Они показывают, что наибольшую значимость и субъективную сложность для них составили сложности с учебой и переживания, связанные с реализованностью и благополучием. Студенты, отправившиеся в другую страну для обучения, гораздо больше склонны проявлять контроль по отношению к событиям своей жизни и включаться в них, готовы к риску и к действиям в ситуациях неопределенности.
Обсуждение результатов. Выявлены значительные различия взаимосвязей личностных ресурсов в группах молодых людей, преодолевающих сложные жизненные ситуации с разной степенью успешности.
Введение. В статье рассматривается проблема роста страхов высокой интенсивности среди подростков за прошедший год, и их выявления при помощи собственной психодиагностической методики. Исследование восполняет недостаток научных работ по изучению проявления страхов у подростков старшей возрастной группы.
Цель. Провести апробацию авторской анкеты-опросника «Особенности актуализации экзистенциальных страхов личности», состоящей из вопросов закрытого и открытого типа, с учетом отличия данной методики от других, направленных на изучение актуальных страхов личности.
Материалы и методы. Исследование проводилось с привлечением в качестве респондентов учащихся старших классов общеобразовательной школы, всего в исследовании приняли участие 98 человек. В результате исследования было установлено, что у всех юношей и девушек в возрасте 15–17 лет есть страхи, однако их распределение по количеству, частоте и интенсивности в разных гендерных группах отличается. Для подтверждения адекватности интегративного показателя «интенсивность страха» использованы методики «Шкала удовлетворенности жизнью» и «Шкала тревожности по поводу смерти». Для подтверждения достоверности различий между группами использовался U-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования. Контент анализ открытых вопросов авторской анкеты-опросника позволил выявить факторы, влияющие на возникновение и развитие страхов, их частоту и интенсивность, способы преодоления страхов и понимание негативного влияния высокоинтенсивных частых страхов подростками, а также их нуждаемости в профессиональной психологической помощи.
Обсуждение результатов. Данная методика может быть использована, как скрининговый инструмент для выявления частоты и интенсивности страхов в разных гендерно-возрастных группах, использована в разных целях, в том числе для выявления лиц нуждающихся в дальнейшей психокоррекционной работе, что позволит предотвратить развитие экзистенциальных страхов высокой интенсивности или снизить интенсивность этих страхов, что, в свою очередь, поможет избежать дистресса, связанного с патологическими страхами, ведущего к возможной дезадаптации личности.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
Введение. Статья посвящена исследованию биоэлектрической активности коры головного мозга в процессе оценки светотеневых градаций на предметной форме. Представлена актуальность исследования, которая обусловлена необходимостью постоянного совершенствования методик обучения профессиональной художественной деятельности. Приводятся и анализируются современные психофизиологические исследования процесса зрительного восприятия, представляющего особую важность в жизни человека, в которых отмечена немаловажная роль яркости и освещенности стимула.
Цель. Выявление психофизиологических особенностей, которые могут обуславливать результаты оценки наблюдаемых светотеневых градаций на предметной форме.
Материалы и методы. В эксперименте приняли участие 22 человека. Из них 11 человек с опытом художественной деятельности, и 11 – без опыта художественной деятельности. В процессе исследования были использованы: метод анкетирования, метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), статистические методы обработки данных: достоверность различий спектров мощности ЭЭГ изучалась при помощи однофакторного дисперсионного анализа ANOVA.
Результаты исследования. Приводятся данные о правильности ответов испытуемых. Люди с опытом художественной деятельности ответили верно в 25% случаев, в то время как люди без опыта – в 22% случаев. Достоверных отличий выявлено не было. Представлены результаты сравнительного анализа по усредненным показателям мощности альфа-, бета-, гамма-, тета- и дельта-диапазона. Продемонстрировано, что показатели мощности основных ритмов ЭЭГ в процессе оценки светотеневых градаций у экспериментальной и контрольной групп имеют отличия.
Обсуждение результатов. Отражена взаимосвязь изменений мощности ритмов и когнитивных процессов. Описаны выявленные отличия биоэлектрической активности коры головного мозга в процессе оценки светотеневых градаций между людьми с опытом художественной деятельности и людьми без опыта. Полученные данные свидетельствуют о том, что у испытуемых экспериментальной и контрольной групп при оценке светотеневых градаций были задействованы разные области головного мозга. При выполнении заданий у художников чаще всего активируется фронтальная и темпоральная области правого полушария.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Ведение. Динамичное развитие информационных технологий в современном мире ведет к сопутствующему изменению образовательного процесса, базирующегося, во многом, на используемых технологиях. Появление новых форматов подачи информации, анонсируемых их разработчиками, как максимально эффективных для обучения, ставит вопрос о реальной эффективности данных форматов в образовании и их влиянии на восприятие обучающимися образовательного контента. Особенно актуальным является исследование влияния на восприятие студентами обучающего материала такого принципиально нового формата, как виртуальная реальность, в том числе в сравнении с привычными форматами видео и текста.
Цель. Оценка особенностей восприятия обучающимися образовательного контента, предлагаемого в различных форматах и, как следствие, его эффективности для образовательного процесса.
Материалы и методы. Исследование проводилось путем анкетирования участвовавших в эксперименте обучающихся Донского государственного технического университета, которым предлагалось оценить материал, предлагаемый в различных форматах – видео, текстовом и VR.
Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что обучающиеся высоко оценивают VR-формат и видеоформат подачи информации, считая их наиболее легкими для восприятия, увлекательными, позволяющими наилучшим образом запоминать материал. Выделяя эти форматы в качестве приоритетных для дальнейшего обучения, респонденты все же отмечали сложности с полным погружением в материал.
Обсуждение результатов. Внедрение новых форматов подачи информации, в частности VR-формата, может обеспечить более полное погружение в материал, однако требует предварительного ознакомления обучающимися с предлагаемым контентом в формате видео или текста.
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА
Введение. В рамках данной статьи к рассмотрению предложены анализ и оценка использования в обучении методов цифровизации гуманитарного дискурса. Цифровизация образовательного пространства связана с использованием дискурса как сложнейшего коммуникативного явления, информационных технологий, Интернет-пространства. При этом постоянно встает вопрос правильного внедрения современных технологий в учебный процесс для повышения его качества.
Цель. Рассмотрение возможности применения технологий цифрового гуманитарного дискурса в образовательном процессе.
Теоретическое обоснование. Проанализированы функциональные возможности поискового сервиса «Ngram Viewer», экспериментального текстового редактора «Cyborg Writer», технологии создания текста «AI Search», интернет-сервиса «Национальный корпус русского языка», в том числе его раздела «Обучающий корпус», поэтического корпуса, корпуса на английском языке «British National Corpus», платформы «Genial.ly», интернет-сайта в форме лендинга, платформы «Wordpress» и их потенциал для обогащения гуманитарного дискурса. С дискурсивной точки зрения описывается электронная информационно-образовательная среда ДГТУ, научная электронная библиотека e-library.ru. Описаны примеры проектов, реализуемых обучающимися в рамках дисциплин «Основы проектной деятельности» и «Деловая коммуникация», в которых успешно применяются современные цифровые технологии.
Обсуждение результатов. Цифровизация гуманитарного знания в современных условиях является неоднозначным процессом. С одной стороны, цифровые технологии способны обогатить и улучшить образовательный процесс, но с другой стороны, в этих новых условиях деятельность исследователя и её результат в значительной степени обесцениваются. В тоже время цифровизация образования предоставляет преподавателям гуманитарных наук новые инструменты для проведения исследований в более широких границах, ускорения процесса анализа и обработки данных, повышения точности исследований.
Введение. В статье обозначены тенденции развития цифровой педагогики и условий обучения в новой образовательной среде. Актуальность исследования обусловлена изменениями технологий и средств обучения, включения в сферу образования возможностей цифровых технологий и информационной среды, способствующих повышению эффективности и результативности образовательной деятельности и требующих определенной цифровой грамотности ее участников. Новизна исследования заключается в выявлении проблем цифровой педагогики и оценке готовности студентов и преподавателей к использованию цифровых инструментов в образовании.
Цель. Комплексное рассмотрение возможностей, проблем и рисков обучения в цифровой среде.
Материалы и методы. При анализе состояния цифровизации в системах российского и зарубежного образования и существующих требований к цифровым компетенциям участников образовательного процесса были применены теоретические методы. В практической части методом анкетирования по широкому спектру выявлялся уровень готовности преподавателей и студентов к цифровому переходу и способности использования возможностей цифровой образовательной среды.
Результаты исследования. Проведен анализ различных стратегий и практик, моделей и педагогических инноваций в области развития дидактики. Выявлены сильные и слабые стороны, положительные и проблемные моменты, организационные и дидактические трудности обучения в цифровой среде. Систематизированы теоретико-методологические основания дидактики в условиях цифровой трансформации образования. Проанализированы результаты опроса студентов и преподавателей, сделаны выводы об их готовности к цифровому сдвигу в образовании.
Обсуждение результатов. Выделены основные факторы, обусловливающие обеспечение условий эффективного обучения в цифровой среде. Отмечено, что новое научное направление – цифровая педагогика – должно дать ответы на многие вопросы цифрового перехода. Сохраняя лучшее традиционной методологии, ее возможности необходимо обогатить новым содержанием, современными инструментами и приемами обучения с использованием цифровых технологий и информационно-коммуникационных средств.
Введение. Вопрос повышения качества инженерного образования стоит достаточно остро в современных условиях. Использование новых дистанционных технологий, интерес к которым резко возрос в условиях ограничений в связи с пандемией COVID-19, может оказать на него непосредственное влияние. В связи с этим, при внедрении дистанционных технологий необходимо учитывать особенности организации образовательного процесса, обусловленные необходимостью практической подготовки будущих инженеров.
Цель. Выявить особенности и возможности применения дистанционных технологий обучения в системе дуального инженерного образования.
Материалы и методы. Ключевые положения теории социального обучения, теории диффузии инноваций и модели принятия технологий. С целью оценки восприятия обучающимися и преподавателями базовой кафедры дистанционных технологий в обучении был использован метод анкетирования и U-критерий Манна-Уитни. Эмпирическую основу исследования составили результаты опроса студентов старших курсов и преподавателей базовой кафедры Донского государственного технического университета.
Результаты исследования. В работе раскрывается сущность дуального подхода к инженерному образованию, в основе которого лежит непосредственное участие предприятий в образовательном процессе. Раскрыты особенности применения дистанционных технологий обучения в подготовке инженерных кадров. Показана специфика применения дистанционных технологий обучения в подготовке инженерных кадров на базовой кафедре в условиях пандемии и после нее. Приведен опыт базовой кафедры университета по внедрению дистанционного обучения в образовательный процесс. Показаны особенности внедрения Интернет-платформ, а также восприятие их студентами и преподавателями базовой кафедры.
Обсуждение результатов. Обучающиеся, получающие инженерное образование, в целом не испытывают каких-либо серьезных неудобств при дистанционной форме обучения или нехватку цифровых компетенций. Однако они не желают получать образование только лишь с применением дистанционных технологий и находят перспективы в смешанном формате.
Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"
Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, корпус 8, ауд. 8-307
Электронный адрес: inovppd@gmail.com
Телефон: 89085061906
Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.
12+