Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск
Том 7, № 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

9-19 128
Аннотация

   Введение. Научная актуальность и социальная значимость проблемы психического выгорания определяются дезадаптационным характером его проявлений, оказывающих негативное влияние на эффективность профессиональной деятельности специалистов. При этом в научном поле наблюдается дефицит исследований, раскрывающих механизмы влияния специфических условий реализации педагогической деятельности на ее эффективность, и представляющих последствия этого влияния.

   Цель. Изучение психического выгорания у педагогов школ, работающих в условиях сельской местности.

   Материалы и методы. Участниками исследования стали 184 педагога школ районов Забайкальского края и г. Читы. В процессе формирования выборки использовался метод анкетирования, на основании результатов
которого были сформированы две группы: в первую из них вошли 56 педагогов сельских школ, а вторую составили 58 педагогов школ города. На этапе эмпирического исследования применялся метод психодиагностического тестирования, в рамках которого использовались методика профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексона в адаптации Н. Е. Водопьяновой и методика диагностики эмоционального выгорания личности В. В. Бойко. При обработке результатов исследования был использован непараметрический критерий достоверности различий U Манна-Уитни.

   Результаты исследования. Установлено, что у педагогов сельских школ, по сравнению с педагогами школ города, частота встречаемости и степень выраженности проявлений психического выгорания ниже. Динамика симптомов у данной группы характеризуется более ранними стадиями развития и складывающимся характером симптомов, а также имеет место качественное своеобразие общей структуры психического выгорания, проявляющееся в доминировании определенных симптомов и характере их завершенности.

   Обсуждение результатов. Анализ результатов эмпирического исследования позволяет говорить об особенностях психического выгорания, касающихся частоты его встречаемости, степени выраженности и качественного своеобразия у педагогов сельских и городских школ. Результаты исследования свидетельствуют о более высоких адаптационных возможностях педагогов сельских школ в отношении развития психического выгорания и позволяют наметить эффективное направление соответствующей превентивной работы.

20-33 118
Аннотация

   Введение. Деформация смыслового образования, как внутренний механизм изменения личностного смысла в ситуации жизненного кризиса, изучена недостаточно. Это приводит к ограниченному использованию процесса смысловой регуляции изменения личностного смысла, которое влечет за собой затруднения личности в нахождении пути коррекции своего смыслоориентированного состояния, такого как стагнация, застревание и преодоление.

   Цель. Раскрыть механизм деформации смыслового образования при изменении в нем личностного смысла в ситуации жизненного кризиса и указать отличие деформации от трансформации. Сопоставление процессов деформации и трансформации. Используя сравнительный анализ процессов деформации и трансформации смыслового образования, мы находим явную разницу в механизме изменения личностного смысла. При деформации ситуация жизненного кризиса остается неизменной, включая мотив и цель (смысловой мотив), установку и действие (смысловая установка). В этом случае меняется только их соотношение, в отличие от трансформации смыслового образования, где ситуация полностью меняется с полным переходом смысловых структур в новые или другие. Паттерн смысловой регуляции. Деформации смыслового образования раскрываются в механизме паттерна смысловой регуляции, где происходят изменения личностного смысла при переживании ситуации жизненного кризиса посредством смыслового выбора. Смысловой выбор является системообразующим фактором изменения личностного смысла в сторону одного из трех полюсов паттерна смысловой регуляции, в смысловой след опыта (интроекцию), в осознанное переживание (ансартенцию) и в целеполагание (интенцию). Стратегии смыслового выбора. При деформации смыслового образования смысловой мотив и смысловая установка не переходят в новые смысловые структуры, а изменяют внутреннее соотношение цели и действия соответственно. Это происходит посредством смыслового выбора с целью изменить личностный смысл в сторону устойчивости (определенности) или неустойчивости (неопределенности). В изменении личностного смысла участвуют три типа стратегии смыслового выбора: стратегия смыслового следа опыта, стратегия осознанного переживания и стратегия целеполагания.

   Обсуждение результатов. При деформации смыслового образования формируется его тип и тип личности в зависимости от того, какой смысловой выбор был сделан под воздействием ситуации жизненного кризиса. Определяется такой показатель смыслового выбора, как готовность личности его сделать в переживании ситуации жизненного кризиса.

34-49 171
Аннотация

   Введение. Исследование направлено на изучение факторов выбора женщинами партнера в ситуации интернет-знакомств. В период цифровизации многие женщины стремятся расширить свои возможности поиска подходящего партнера за счет использования сервисов онлайн-знакомств. При этом многие женщины испытывают определенные опасения и не знают, на что именно обращать внимание при знакомстве, чтобы оно привело к созданию романтических отношений. Впервые рассматривается вопрос о существовании взаимосвязи между факторами выбора партнера и последствиями интернет-знакомств, что обусловливает новизну исследования. Его результаты позволят обозначить наиболее успешные стратегии выбора потенциального партнера, которые приводят к установлению длительных отношений.

   Цель. Установление наиболее распространенных среди женщин факторов выбора потенциального партнера в ситуации интернет-знакомств.

   Материалы и методы. Для установления особенностей использования женщинами сервисов знакомств применялась переведенная версия анкеты-опросника Лизель Шараби. В качестве методов статистического анализа данных использован биноминальный критерий, точный тест Фишера, критерий сопряженности.

   Результаты исследования. В качестве эмпирического объекта исследования выступили женщины в возрасте от 18 до 60 лет (n = 61). Установлено, что женщины достаточно избирательны в ситуации выбора потенциальных партнеров в сервисах знакомств. Большинство женщин испытывает опасения в отношении использования сервисов знакомств, которые связаны со страхом не встретить там подходящего партнера. При этом женщины остаются убеждены в эффективности сервисов знакомств и надеются вступить в брак благодаря их использованию. Основным фактором выбора партнера среди женщин является то, как он проявляет себя в переписке. При этом женщины, вступившие в брак в результате интернет-знакомства, учитывали также такой фактор, как внешний вид избранника.

   Обсуждение результатов. Полученные данные подтверждаются результатами исследований других авторов. Так, избирательность женщин в ситуации интернет-знакомств объясняется увеличением их уверенности в себе, а также желанием демонстрировать себя с «правильной» стороны. При этом опасения женщины представляются вполне обоснованными с тем учетом, что мужчины значительно чаще описывают в анкетах желаемые, а не реальные свои характеристики. Женщины чаще делают выбор на основе особенностей переписки, поскольку большинство важных для отбора критериев раскрывается именно в ходе коммуникации.

50-66 218
Аннотация

   Введение. Как следует из ряда научных работ, в разных странах, стратах общества и слоях населения в широком диапазоне варьируются не только показатели самоубийств, но также их мотивы и способы осуществления. В последние десятилетия исследования этой проблематики приобрели междисциплинарный и кросс-культурный
характер. Суицидальное поведение все чаще рассматривается в контексте принадлежности суицидента к определенной социальной группе или культурному сообществу.

   Цель. Анализ влияния принадлежности индивидуума к большой социальной группе или культурному сообществу на суицидальное поведение.

   Основные направления исследования суицидального поведения. В обширном массиве теоретических и исследовательских работ могут быть выделены следующие направления изучения суицида: экзистенциальное, клиническое, социально-демографическое, кросс-культурное и социально-психологическое. Начиная с социологического
этюда Э. Дюркгейма «Самоубийство», групповая принадлежность личности рассматривается в качестве ведущего фактора суицидального поведения. Однако социологический подход представляется ограниченным, так как его сторонники уделяют чрезмерное внимание демографическим переменным, а не психологическому значению
самоубийства и ценностям индивида, склонного к суицидальному поведению. Преодолеть эти ограничения отчасти позволяет предложенная А. Адлером социально-психологическая концепция суицида, в рамках которой учитываются не только демографические показатели, но и то, как суициденты воспринимают, оценивают и переживают собственную групповую принадлежность и ценности своей социальной группы. Предикторами суицида, по А. Адлеру, выступают чувство общности (сопричастности) и социальные интересы личности.

   Чувство общности и групповой принадлежности как фактор суицидального поведения. Сопоставление исследований, проведенных в трех странах (России/СССР, Японии и США), позволяет выделить два социально-психологических фактора суицидального поведения: 1) негативное отношение к собственной групповой или культурной идентичности; 2) гипертрофия чувства общности и принадлежности, приводящая к снижению ценности собственной личности и индивидуальной жизни.

   Обсуждение результатов. Как показывают современные кросс-культурные исследования, суицидальное поведение может наблюдаться и при дефиците чувства общности и групповой принадлежности, и при высоком уровне развития этого чувства. Это обуславливается, с одной стороны, отношением суицидента к своей социальной группе и культурной идентичности, а с другой, – исторически сложившимся отношением общества к самоубийству.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

67-76 200
Аннотация

   Введение. Статья посвящена изучению дудлинга как процесса бессознательного рисования учащимися во время активной мыслительной деятельности, в данном случае – в экспериментальных условиях. Актуальность исследования обусловлена выраженным общественным запросом на разработку и внедрение новых методов и технологий в современный образовательный процесс. Новизна исследования состоит в сравнительно невысокой степени изученности данного феномена на сегодняшний день и противоречивости имеющихся практических данных о его эффективности. Таким образом, представленная работа поможет дополнить пока ещё неустойчивое научное представление о таком распространённом явлении, как «рисование на полях».

   Цель. Cравнение степени усвоения учебного материала у студентов при использовании дудлинга и без него при запоминании текста.

   Материалы и методы. В качестве испытуемых было выбрано 48 студентов психологического факультета ЮФУ в возрасте от 17 до 22 лет, из них 43 женщины и 5 мужчин. Испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы, каждой из которых был прочитан исторический текст. Далее, спустя 30–40 минут по
окончании эксперимента каждая группа заполнила авторский опросник из 10 открытых вопросов по прослушанному материалу. Результаты каждого испытуемого оценивались по степени полноты ответов и суммировались по каждой группе, чтобы затем найти среднее значение для каждой и сравнить.

   Результаты исследования. Экспериментальная группа, использовавшая дудлинг-техники, показала результаты по усвоению и воспроизведению учебного материала заметно хуже контрольной.

   Обсуждение результатов. Полученные результаты частично отражаются и в работах других авторов, которые не смогли воспроизвести данные, показывающие преимущества дудлинга в запоминании информации. Можно предположить, что на результаты эксперимента повлиял сравнительно небольшой размер стимульного материала и утреннее время проведения: испытуемые не успели утомиться, поэтому у них не возникло естественной потребности в дополнительных способах удержания внимания. Возможно, по этой причине естественный эксперимент мог бы показать лучшие результаты по использованию дудлинга, чем лабораторный. Также не исключено, что этот метод полезен только для людей с определёнными характеристиками. Необходимы дальнейшие экспериментальные исследования с другими условиями воспроизведения дудлинга в разных образовательных средах, испытуемыми и стимульным материалом для уточнения феномена.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

77-88 139
Аннотация

   Введение. В работе рассматривается проблема лукизма (дискриминации по внешнему облику) на примере оценки юмористических постов и мемов, которые в различных социальных ситуациях могут выступать как триггеры лукизма. С целью диагностики чувствительности к лукизму в шутках нами была предпринята попытка подготовить базовое описание будущей структуры методики, проверив ряд положений, полученных другими авторами в отношении различного типа шуток. Новизна исследования заключается в описании этапов подготовки стимульного материала, позволяющего изучить особенности восприятия юмора, который высмеивает особенности внешнего облика, и чувствительность к подобным шуткам в зависимости от опыта респондента (в качестве жертвы или свидетеля).

   Цель. Проверить ряд предположений, которые являются необходимыми для разработки опросника, позволяющего изучить субъективную оценку лукизма в юморе.

   Материалы и методы. Исследование проходило в пять этапов, всего в исследовании приняло участие 410 человек (54 мужчины, 356 женщин), в возрасте от 19 до 46 лет, каждый этап включал рассмотрение различных компонентов восприятия и оценки юмора с точки зрения восприятия его как обидного/содержащего лукизм.

   Результаты исследования. На каждом этапе выявлены особенности восприятия юмористических постов, которые распространяются в социальных сетях. Выявлено, что способ оформления (текстовый, тексто-визуальный, а также особенности использования различных визуальных компонентов), а кроме того, личный опыт респондентов, столкнувшихся с ситуациями проявления лукизма, и самооценка внешнего облика респондентов оказывают влияние на восприятие шутки как содержащей или не содержащей лукизм, а также прогнозирование оценки ее
другими людьми как «обидной».

   Обсуждение результатов. Рассматривая мемы как сложные, многоуровневые тексты идентичности, мы видим в них существенный потенциал изучения социальных норм, стереотипов и установок о внешнем облике и чувствительности к оценке его как «нестандартного» и мишени для шуток. На эмпирическом уровне нами выявлен ряд требований к выбору шуток для включения их в опросник: унифицированность оформления, использование «бранных слов», визуальное содержание (изображение «реалистичных людей») и т. д. Также представлена примерная структура будущего опросника.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ДЕФЕКТОЛОГИЯ

89-100 145
Аннотация

   Введение. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем специального образования является разработка эффективных подходов к коррекции нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Ведущей деятельностью данного возрастного периода является игра. Она позволяет сформировать все важные психические новообразования. Это обусловливает необходимость применения игровых методов в процессе коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста.

   Цель. Подбор комплекса коррекционных методик, в том числе с применением чтения детской художественной литературы, для коррекции нарушений грамматического строя у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

   Материалы и методы. Для оценки сформированности грамматических навыков у старших дошкольников использовалась адаптированная «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» Р. И. Лалаевой и «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи» Н. В. Нищевой.

   Результаты исследования. Экспериментальное исследование проводилось с привлечением 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) дошкольного возраста с логопедическим заключением «стертая дизартрия» в возрасте от 5,5 до 6 лет, посещающих детский сад № 52 г. Таганрога. Результаты исследования показали, что использование разработанных методов и приемов логопедической работы позволило развить у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи концентрацию внимания, усидчивость на занятиях и скорректировать выявленные нарушения грамматического строя речи, которые проявлялись в начале работы.

   Обсуждение результатов. Было выявлено, что использование большого количества наглядных средств обучения, учет индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи позволили приблизить уровень развития речевых навыков детей к возрастному нормативу: они выстраивали свои ответы последовательно и логично, а также научились оперировать самостоятельной речью.

101-110 123
Аннотация

   Введение. В статье рассматривается теоретико-методологический аспект повышения квалификации педагогов среднего профессионального образования. Анализ практики работы колледжей позволил выявить проблемы, связанные с методическим обеспечением, регламентирующим работу преподавателей в инклюзивных группах,
недостаточный уровень профессиональной компетентности некоторых педагогов в вопросах психолого-педагогического сопровождения особых студентов, трудности в организации работы по формированию навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп и др. В научной литературе при этом существует недостаток исследований по теме профессиональной компетентности педагогов колледжей, в частности явно недостаточно освещен вопрос влияния уровня компетентности педагогов на формирование навыков социального взаимодействия обучающихся.

   Цель. Изучить профессиональную компетентность педагогов колледжа в вопросах формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп и разработать содержание программы повышения квалификации для преподавателей.

   Материалы и методы. В исследовании использованы диагностические процедуры, направленные на изучение профессиональной компетентности педагогов колледжа в вопросах формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп: анкета, неформальная беседа, наблюдение за проведением занятий, адаптированные методики «Оценка педагогической культуры педагога» (Е. В. Бондаревская, Т. Ф. Белоусова), «Барьеры в педагогической деятельности», «Оценка готовности педагога к профессионально-педагогическому саморазвитию» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

   Результаты исследования. Эксперимент показал, что педагоги имеют недостаточный уровень профессиональной компетентности в вопросах формирования навыков социального взаимодействия у обучающихся инклюзивных групп. Авторами разработана программа повышения профессиональной компетентности педагогов колледжа. В результате ее освоения преподаватели расширили представления о психологических особенностях студентов с особыми образовательными потребностями и овладели методами и приемами организации эффективного социального взаимодействия обучающихся инклюзивных групп.

   Обсуждение результатов. Результаты повторного диагностического исследования показали, что апробация программы повышения квалификации способствовала повышению уровня компетентности педагогов колледжа в рамках имеющейся квалификации, необходимой для профессиональной деятельности в условиях инклюзии. Представленная программа повышения квалификации может быть рекомендована в системе подготовки и переподготовки педагогов среднего профессионального образования.

ПАМЯТИ УЧЕНОГО



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+