Preview

Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология

Расширенный поиск
Том 7, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

9-20 275
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию комплекса факторов, приводящих к добровольной самоизоляции молодежи в России. В ряде зарубежных исследований был задокументирован добровольный отказ от социальной жизни и стремление к полной социальной изоляции среди молодых людей. Впервые этот феномен был описан в Японии и обозначен как «хикикомори», на российских выборках этот феномен исследован мало. Многие из хикикомори не имели психических расстройств, объясняющих их затворничество, в связи с чем была предложена комплексная биопсихосоциальная модель формирования такого дезадаптивного поведения.

Цель. Проверить причинно-следственную связь между социальным исключением, особенностями нервной системы и типом привязанности у представителей субкультур хикки и dead inside.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 68 человек (48 женщин и 20 мужчин). Из них условная норма – 36 человек, dead inside – 20, хикки – 12. Для оценки особенностей нервной системы была использована экспресс-диагностика типов нервной системы на основе методики диагностики темперамента Я. Стреляу; для исследования типов привязанности применялась методика «Самооценка генерализованного типа привязанности» в адаптации Т. В. Казанцевой; для исследования детско-родительских отношений – авторская анкета. В качестве методов статистической обработки данных использовались корреляционный и регрессионный анализ. Результаты исследования. В результате исследования была подтверждена биопсихосоциальная модель социальной изоляции, являющейся результатом особенностей нервной системы, взаимосвязанных с формированием отношений с родителями и типом привязанности, что, в свою очередь, связано с формированием отношений со сверстниками.

Обсуждение результатов. По результатам исследования было обнаружено, что предикторами социального затворничества хикикомори являются повышенная возбудимость нервной системы, превращающая любые социальные контакты в болезненные, тогда как представители dead inside, напротив, переживают слишком слабые реакции на внешние и внутренние раздражители, что также влияет на социальную адаптацию.

21-28 248
Аннотация

Введение. В современном обществе вопросы социальной адаптации студентов в вузах становятся все более актуальными и значимыми. Вхождение в среду высшего учебного заведения представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий от студентов адаптации к новым условиям. Именно поэтому изучение социально-психологических аспектов адаптации иностранных студентов в российских вузах является важным направлением для научного поля. В рамках нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты социальной адаптации иностранных студентов, проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, а также отношение студентов к учебе и выбранной специальности.

Цель. Проанализировать социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов в условиях образовательной миграции.

Материалы и методы. В данном исследовании был применен опросный метод: анкетирование и интервью. В ходе применения заявленных методов можно выявить личностные особенности образовательных мигрантов, ознакомиться со спецификой восприятия сложных жизненных ситуаций молодыми людьми, склонными к переживанию, и получить сведения об общей удовлетворенности и неудовлетворенности образовательных мигрантов учебной деятельностью и самооценок ее результативности в ходе социальной адаптации.

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 136 иностранных студентов в возрасте 18–25 лет. В ходе исследования путем опросного метода были получены данные о распространенности различных барьеров в процессе адаптации. Они показывают, что наибольшую значимость и сложность для иностранных студентов составили в первую очередь проблемы, связанные с языковой коммуникацией – незнанием русского языка. Соответственно, это повлекло за собой образование проблем с учебой и переживания, связанные с реализованностью и благополучием. Недостаточная подготовка студентов к новым условиям учебного процесса может привести к стрессу, дезориентации и низкой мотивации.

Обсуждение результатов. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социально-психологические аспекты играют важную роль в адаптации образовательных мигрантов к новым условиям и культуре, что требует специального внимания и поддержки со стороны образовательных и социальных институтов.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

29-42 351
Аннотация

Введение. Работа нацелена на изучение проявлений временной перспективы и черт становящейся взрослости, а также их взаимосвязей у молодых людей с опытом работы и без него. Актуальность исследования объясняется существующей тенденцией к инфантилизации молодежи, что выражается в увеличении среднего возраста начала профессиональной и семейной жизни. Новизна работы заключается в том, что временная перспектива и наличие опыта работы рассматриваются в качестве основных предикторов повышенного проявления черт становящейся взрослости.

Цель.   Изучить взаимосвязи между временной перспективой личности и чертами становящейся взрослости у молодежи с опытом работы и без него.

Материалы и методы. В ходе исследования опрошено 47 человек в возрасте от 18 до 25 лет, среди которых 26 человек обладают опытом выполнения профессиональной деятельности, а 21 человек не имеют опыта работы. Для достижения цели исследования были использованы: методика «Черты становящейся взрослости», методика «Уровень выраженности инфантилизма», опросник «Временная перспектива личности Зимбардо», а также авторская анкета-опросник. Достоверность полученных результатов обеспечивается использованием методов статистической обработки данных.

Результаты исследования. Установлено, что молодые люди без опыта работы в большей степени ориентированы на настоящее время с фаталистической и гедонистической установкой по отношению к нему. Они также в большей степени склоны к экспериментированию, направленности на себя, а также к повышению некоторых признаков инфантилизма в сравнении с молодыми людьми с опытом работы. Обнаружены статистически значимые взаимосвязи между временными ориентациями личности и чертами становящейся зрелости, инфантилизмом, которые могут изменяться в зависимости от наличия опыта работы.

Обсуждение результатов. Проведенное исследование подтверждает существование тенденции отложенного взросления среди молодежи. Проявление черт более детской позиции молодых людей, таких, как направленность на себя, экспериментирование, неупорядоченность поведения, инфантилизм, низкие показатели трудовой мотивации могут объясняться несбалансированностью их временной перспективы. Ориентация на фаталистическое и гедонистическое настоящее, которую демонстрируют молодые люди, может выступать в качестве механизма адаптации молодых людей в условиях неопределенности их социальной позиции.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

43-52 165
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению взаимосвязи уровня адаптации в образовательной среде вуза и выбора стратегии обеспечения личной безопасности студентов. Актуальность исследования обусловлена отсутствием научных трудов, направленных на выявление взаимосвязи между рассматриваемыми категориями, а также ростом потребности в ощущении личной безопасности в современном мире.

Цель. Выявление взаимосвязи уровня адаптации в образовательной среде вуза и выбора стратегии обеспечения личной безопасности студентов.

Материалы и методы. Для сбора эмпирических данных был применен следующий методический инструментарий: методика для диагностики уровня адаптированности студентов к вузу (М. С. Юркина и А. А. Смирнов) и авторская методика для определения стратегий личной безопасности студентов. Авторская методика основана на разграничении стратегий личной безопасности на стратегии избегания, переговоров и действия. Выборка состояла из 50 студентов Новосибирского государственного педагогического университета первого и далее второго года обучения. Программа исследования включала четыре этапа: 1) выявление стратегии личной безопасности студентов Новосибирского Государственного Педагогического Университета на первом и втором курсе последовательно; 2) определение уровня адаптации студентов Новосибирского Государственного Педагогического Университета в образовательной среде вуза на первом и втором курсе последовательно; 3) проведение сравнительного анализа данных о стратегиях личной безопасности и уровня адаптации студентов; 4) проведение сравнительного анализа результатов исследования на первом и втором году обучения; 5) проведение корреляционного анализа.

Результаты исследования. На первом курсе низкий уровень адаптации сопровождался выбором стратегии избегания как стратегии личной безопасности студентов. С ростом уровня адаптации в образовательной среде отмечается изменение в выборе стратегий личной безопасности с преобладанием стратегии действия и стратегии переговоров.

Обсуждение результатов. В рамках исследования обнаружено, что стратегии безопасности изменяются с ростом уровня адаптированности. Перспективы исследования взаимосвязи уровня адаптации в образовательной среде вуза и выбора стратегии обеспечения личной безопасности студентов связаны с дальнейшим изучением направленности этой взаимосвязи с целью оказания студентам поддержки в процессе адаптации или в выборе более продуктивных стратегий безопасности личности.

53-61 151
Аннотация

Введение. Беременность и рождение ребенка оказывают глубокое влияние на женщину. Эти события являются нормальным жизненным кризисом, который присутствует у большинства женщин и приводит к резкой потере ощущения устойчивости. В этот период в основе перестройки личности женщины лежат психологические закономерности, сходные с закономерностями нормального психического развития. Таким образом, беременность выступает как биологическая предпосылка изменения ее жизни. С точки зрения эмпирической психологической составляющей, специфика смысложизненных ориентаций и ценностей у женщин в связи с рождением ребенка является достаточно разнообразной, но малоизученной.

Цель. Изучение изменений в смысложизненных и ценностных ориентациях у женщин в период от этапа планирования беременности до начала материнства.

Материалы и методы. В ходе исследования применялись: тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (методика СЖО); методика «Ценностные ориентации» Ш. Шварца (адаптированная В. Н. Карандашевым). Методы статистической обработки данных применялись с помощью программы R при расчете t-критерия Стьюдента для изучения достоверности различий в данных между этапами.

Результаты исследования. Существуют достоверно значимые различия в смысложизненных ориентациях у женщин, готовящихся к беременности и уже у родивших. Специфика преобладающих ценностных ориентаций отличается у женщин, готовящихся к беременности и уже у родивших женщин. Среди ценностей у женщин, готовящихся к родам, доминируют такие, как «власть», «достижения», «стимуляция», а у женщин, родивших ребенка показатели выше по шкалам «универсализм» и «конформность».

Обсуждение результатов. В ходе исследования было выявлено, что комплекс ценностных и смысложизненных ориентаций существенно трансформируется у женщин в ходе беременности и после родов, что вызывает преобразование системы ценностей по отношению к себе, ребенку и окружающей действительности. На основании полученных результатов возможно разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на принятие новой системы ценностей и образа жизни женщин на первых этапах материнства.

62-73 247
Аннотация

Введение. Статья направлена на анализ и обобщение выявленных особенностей профессионального самосознания начинающих психологов. Актуальность исследования объясняется возросшим интересом к психологическим услугам, что увеличивает спрос на специалистов в этой области. В связи с этим увеличивается и выпуск молодых психологов учебными заведениями, которые, несмотря на полученное образование, могут откладывать начало работы. Это может объясняться страхами относительно рабочего процесса, которые возникают из-за определённых особенной профессиональной Я-концепции.

Цель. Проанализировать и обобщить данные о специфике вхождения психологов в профессию, которая выражается в особенностях профессиональной Я-концепции.

Феномен профессиональной Я-концепции и его значение в системе профессионального развития личности. Авторы приводят основные теоретические данные относительно феномена Я-концепции личности и его разновидности – профессиональной Я-концепции личности. Так, профессиональная Я-концепция определяется как часть общей Я-концепции, включающая в себя установки человека относительно своей профессии (ее требований, ожиданий общества от нее) и себя в ней (места, роли, своих профессиональных качеств, своих личных качеств, которые необходимы для профессии), которые выражаются в когнитивном, эмоциональном и поведенческом компоненте данного феномена.

Формирование профессиональной Я-концепции и зрелой профессиональной идентичности как желаемого результата развития. Авторы описывают основные этапы развития и изменения профессионального самосознания личности, такие, как этап пробуждения, исследования, консолидации, сохранения и пенсионерства. В качестве основного феномена, отражающего профессиональное самосознание, авторами выделяется профессиональная идентичность, понимаемая как ценностная ориентация индивида на определенную профессию.

Обсуждение результатов. Представления авторов о существовании специфических особенностей профессиональной Я-концепции у начинающих психологов подтверждается данными других исследователей. Среди особенностей профессионального самосознания молодых специалистов выделяется фатализм, несколько пессимистичные взгляды на мир и людей вокруг, завышенные стандарты к специалисту в области психологии и стремление к профессиональному развитию. Авторская позиция выражается в положении, что данные особенности могут приводить к возникновению следующих страхов у молодых специалистов: страх не помочь или помочь неправильно, страх нарушить нормы морали, страх сорваться на клиенте, страх остаться непризнанным, страх раскрыть себя, страх назначить цену за работу, страх изменений.

74-83 175
Аннотация

Введение. Данная статья посвящена исследованию связи отношения к неопределенности и характера адаптивности личности в условиях рисков современной ситуации жизнедеятельности. Актуальность данной темы обусловлена вероятностью выбора не только конструктивных, но и деструктивных схем адаптации в ситуации неопределенности, которые все чаще возникают в жизни современной молодежи. Анализ существующих исследований в данном предметном поле позволил выделить ряд субъективных предикторов успешной адаптации. Новизна исследования заключается в выявлении и описании влияния отношения к неопределенности на адаптацию личности в контексте современных рисков. В содержание статьи включён анализ различных профилей адаптации и их связи с отношением к неопределенности.

Цель. Изучить взаимосвязь отношения к толерантности и адаптации личности в контексте современных рисков.

Материалы и методы. В рамках проведенного исследования был приведен следующий методический инструментарий: шкала толерантности к неопределённости МакЛейна; тест жизнестойкости С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева); методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд); анкета «Отношение к неопределенности» (Т. Н. Щербакова). Статистическая обработка данных проводилась с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования. В данном разделе представлен структурированный анализ факторов, детерминирующих адаптивность студентов и педагогов разных регионов в условиях современных рисков. Обнаружены особенности выраженности показателей толерантности к неопределенности и жизнестойкости личности, а также их связь с адаптивностью – дезадативностью.

Обсуждение результатов. Результаты эмпирического исследования отражают значение отношения и толерантности личности к неопределенности для ее успешной адаптации. Впервые показана взаимосвязь компонентов жизнестойкости и толерантности к неопределённости с адаптивностью – дезадаптивностью личности студентов различных регионов в условиях информационных, социальных и образовательных рисков. Таким образом, можно говорить о наличии связи адаптивности личности студентов с их отношением к неопределенности, индикаторами толерантности к быстро меняющимся условиям, выраженностью параметров жизнестойкости. Уровень рефлексии особенностей проекций неопределенности позволяет на личностном уровне развивать жизнестойкость и повышать уровень адаптивности к актуальным условиям жизнедеятельности. Предложена модель программы психологического сопровождения повышения уровня адаптации студентов в условиях современных рисков неопределенности.

84-91 187
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению психологических особенностей современных подростков с разной выраженностью склонности к интернет-аддиктивному поведению. В ходе исследования был обобщен теоретический и эмпирический материал, касающийся проблемы отклоняющегося поведения. Также были выявлены индивидуально-психологические особенности подростков и влияние различной степени выраженности интернет-аддикции на смысложизненные ориентации молодых людей. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые сформулирован и апробирован пакет психологических диагностических методик, направленных на изучение смыложизненных ориентаций подростков с интернет-аддикцией.

Цель. Изучить психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции.

Материалы и методы. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: опросник «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной, методика «Опросник исследования уровня агрессивности Басса-Дарки», «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева, методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.  Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows».

Результаты исследования. В качестве респондентов выступили 120 подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях города Ростова-на-Дону. В результате проведенного исследования было выявлено, что показатели агрессии наименее выражены у подростков, склонных к интернет-аддикции. У респондентов без склонности к аддиктивному поведению тревожность и фрустрация выявлены в наименьшей степени.

Обсуждение результатов. У группы интернет-зависимых подростков практически все основные аспекты личности имеют низкие показатели, в чем отражается отрицательное влияние Интернета на формирование индивидуально-психологических особенностей лиц подросткового и юношеского возраста. Нашла подтверждение гипотеза о том, что склонность к интернет-аддикции подростков может быть связана с особенностями смысложизненных ориентаций. 

92-100 268
Аннотация

Введение. Ментальные модели – это научный психологический конструкт, который означает, люди создают в своём разуме модели внешнего мира и оперируют ими для планирования своей деятельности. Ментальные модели на сегодняшний день нашли применение в различных областях: объяснение принципов человеческого мышления и решения логических задачи, создание моделей о времени, множествах, причинах и следствиях, а также в сфере обучения, социальных отношений, командной работы. Однако на русском языке тематика исследования ментальных моделей практически не представлена.

Цель. Рассмотреть работы, посвященные исследованию ментальных моделей в различных сферах психологии.

Ментальные модели в сфере исследований процесса мышления. Ведущий эксперт в области механизмов человеческого мышления P. N. Johnson-Laird выдвинул и в своих работах обосновал, что в процессе рассуждений люди активно создают ментальные модели, которые сопровождают логические операции и могут оказывать на них влияние. Ментальные модели являются иконичными, отражающими значение предметов внешнего мира, развертываются в соответствующей внешним событиям последовательности, и отражают внешние операции схематично.

Ментальные модели в обучении. Ментальные модели могут быть полезным инструментов для конструирования образовательного процесса. Понимание и грамотное использование естественных механизмов психики обучающихся может улучшить процесс моделирования их знаний об окружающем мире.

Ментальные модели в социально-психологических процессах. Взаимодействие индивида с другими людьми порождает процесс формирования их отражений во внутреннем пространстве, создания моделей поведения и возможных реакций окружающих. В командном взаимодействии важным фактором эффективности и жизнеспособности команды является наличие общих (командных) ментальных моделей.

Обсуждение результатов. Использование концепции ментальных моделей в различных областях и большое количество концептуальных и эмпирических работ на эту тему может свидетельствовать об универсальности феномена моделей. Ментальные модели как объяснительный принцип встроены в существующие теории и обогатить их.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7165 (Online)

Учредитель и издатель – ФГБОУ ВО "Донской государственный технический университет"

Адрес редакции: 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1,  корпус 8, ауд. 8-307

Электронный адрес: inovppd@gmail.com

Телефон: 89085061906

Свидетельство о регистрации средства массовой информации выдано Федеральной службой по надзору с сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 – 71604 от 13.11.2017 г.

12+